для себя тоже разделяю два варианта:
1.пробка не мертвая - в пределах разумного, например впереди авария и минут 15 надо плестись со скоростью 2км\ч - по обочине не полезу.
2. пробка на много часов - например в районе города Шацк (Рязанская область) есть два жд переезда, в час пик там пробка на два-три десятка км из фур - если едешь на дальняк там можно потерять около 5 часов!!! Приходится всеми способами объезжать, по встречке, обочине, полю и лесу!
Стараюсь по обочине ползти максимально медленно чтобы не пылить. Обратно залажу сильно заранее до конца пробки-чтобы никому обидно не было...
В городе по обочине езжу только на мкаде.
Себя мысленно оправдываю тем, что дачники стоят в этой пробке, но им не ехать после нее еще 5 часов и до нее они 5 часов не пилили.
Фуристы - у них заложены риски опоздания, и никто их не заставляет обгонять по обочине (тут Серега и Женя могут меня поправить - не знаток этого бизнеса)