Ух, ну я и попал, мнда.
У меня есть ещё УАЗ, в него лили подливали по мере угара всякую дрянь. Но лаковых отложений не было, только чёрный шлам, мотор ведь "холодный". Очищал механически, там не сложно, сверху снял клапанную крышку, ось коромысел, штанги и фактически голая гбц, гуталин счищал деревянной лопаткой, потом тряпкой с растворителем, получилось 0,5 литра гуталина, столько же из боковых крышек и из поддона + снятую ось коромысел и малонасос отмывал. И мотор хорошо работал (правда потом заклинил из-за упавшей в цилиндр шайбы, откуда взялась не ясно, приехал из деревни, поставил машину, утром завожу - слышу стук - глушу мотор - мотор не вращается, обошлось заменой поршня и колец, ну не суть)
С УЗАМом намного сложнее, гбц просто так не почистить....Надо что то придумать...а может заткнуть ватой сливы масла из гбц, налить керосина что бы часть отложений размокло и с помомщью зубной щёткой с керосином чистить коромысла, распредвал и саму гбц, затем открыть сливы и пролить гбц керосином, что бы шлам слился в поддон и дальше в тару. А потом ещё снять и помыть поддон, маслоприёмник.
Мнда, идея странная, но другое пока что не придумал (
В чем проблема отложений , которые видны на твоем фото. Это твердый шлам, который растирается в крупинчатообразную массу. В зависимости от условий, при которых они появились, они могут быть в состояниях от вязко пластичного(растираемого в слизистую массу), до твердых крупинок, ощущаемых на пальцах как песок. Второй вариант очень опасен для пар трения, по сути это "абразив" из сгоревших углеводородов и компонентов присадок, прореагировавших с атмосферной влагой.
С учетом, что до температуры 40-60 гр масло проходит мимо фильтрующего элемента через перепускной клапан, каждый пуск прохладного мотора сопровождается распространением шлама по парам трения. О опасности засорения инерционных ловушек ты уже понял, Это крайняя ситуация, приводящая к поломке мотора(задир вкладыша и колена, и даже повреждение ложемента, куда вставляется вкладыш).
Мне удалось спасти два тульских клубных мотора(покупка машин из вторых, третьих рук в даже более худшем состоянии). Владельцы вняли моим предупреждениям и взялись за полную разборку , очистку всех деталей мотора. К сожалению, не у каждого есть такая возможность, некому подсказать и помочь. А вот моторов, которые прошли через мои "контакты", которые были угроблены в аналогичной ситуации, подавляющее большинство.
... по этим причинам, нужно подбирать масло, способное выдерживать тяжелые условия городской эксплуатации особенно в зимний период, не откладывая на внутренностяъ двигателя нерастворимый осадок или лакообразные отложения.