Насчёт коленвала на подшипниках. Взять например коленвалы мотоциклов Днепр и Урал, у обоих коренные подшипники качения стоят, но у Днепра в шатунах вкладыши на Урале игольчатые подшипники.
Писал ранее
К примеру, на мотоциклах на коленвалы ставят и подшипники качения
Или на двуктактных движках всяких мотопил-мотокос - и вообще коленвал разборный
У Сингуринди описан сборный коленвал на подшипниках качения, так что ничего нереального в таком коленвале нету. Распредвалы на подшипниках качения тоже в природе существуют.
Те моторы и приблуды к ним всякие, что у Сингуринди - не для повседневной-гражданской езды, и ресурс соответствующий
Применение подшипника скольжения надо рассматривать в каждом конкретном случае. В случае коленвала и распредвала - это простота сборки/замены и большая долговечность, при условии исправной системы смазки. В случае с 5-й передачей КПП втулка хуже подшипника, но это обусловлено именно удаленность 5-й передачи и плохим доступом масла к ней, ну и отсутствием в КПП системы подачи смазки под давлением.
Был бы в КПП маслонасос и система подачи масла через валы к втулкам, по аналогии с системой смазки двигателя - такая конструкция была бы лучше в плане надежности и шумности работы.
И об этом писал
Сам сторонник втулок в нагруженных местах, но там возникает проблема смазки
К примеру, в коленвале сие через каналы - а тут как? - не в курсе
А так - вот, позаимствовал - взаимодополняющие описания
-------------
https://www.mehanica-kvs.narod.ru/razdel4/r44.htmlПодшипники скольжения – это опоры вращающихся деталей, работающие при относительном скольжении цапфы по поверхности подшипника.
Достоинства подшипников скольжения:
- малые габариты в радиальном направлении;
- возможность работы при высоких скоростях вращения и нагрузках, в воде и в агрессивных средах;
- обеспечение высокой точности установки валов;
- малая чувствительность к ударным и вибрационным нагрузкам;
- незаменимость в случаях, когда по условиям сборки подшипник должен быть разъемным (на шейках коленчатых валов).
Недостатки:
- выше, чем у подшипников качения, потери мощности на трение;
- более сложная смазочная система;
- необходимость использования дефицитных материалов.
Подшипники качения состоят из наружного и внутреннего колец, между которыми в сепараторе расположены шарики или ролики. Сепаратор разделяет тела качения, чтобы они не соприкасались.
Применение подшипников качения позволило заменить трение скольжения трением качения. Трение качения существенно меньше зависит от смазки. Условный коэффициент трения качения мал и близок к коэффициенту жидкостного трения в подшипниках скольжения (f = 0,0015…0,006). При этом упрощаются система смазки и обслуживание подшипника.
Преимуществами подшипников качения являются:
- небольшие потери на трение;
- взаимозаменяемость, облегчающая монтаж и ремонт подшипниковых узлов;
- малые пусковые моменты;
- нетребовательность к смазке и уходу (за исключением случаев, когда от подшипников, например, роторов авиационных двигателей, необходимо отводить тепло).
Недостатками подшипников качения являются:
- чувствительность к ударам и вибрациям вследствие большой жесткости подшипника;
- сравнительно большие радиальные габаритные размеры;
- шум при работе с высокой частотой вращения.
-----------------
https://heli-spb.ru/forumheli/index.php?topic=3180.0Подшипники скольжения
«Подшипник скольжения, опора пли направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей.»
Конструкция старая как мир! Точной даты изобретения мне найти не удалось. Существует множество видов и типов. Например: гидродинамические и гидростатические, газодинамические и газостатические (роль смазки выполняет воздух или нейтральный газ), с твёрдой смазкой, без смазки. В нашем случае применяют в основном подшипники скольжения без смазки. Вряд ли «втулки» можно считать газостатическими подшипниками.
К плюсам относят:
Возможность работы на высоких оборотах;
Простота изготовления (применительно к нашему хобби);
Хорошо прогнозируемые сроки работы и малый их разброс;
Более низкие вибрации по сравнению с подшипниками качения.
К минусам относят:
Высокое сопротивление или низкий КПД по сравнению с подшипником качения, особенно в момент старта;
Некоторые типа подшипников требовательны к смазке.
Более требовательны к обслуживанию;
Большой расход цветных металлов при производстве.
Подшипники качения.
«Подшипник качения, опора вращающейся части механизма или машины, работающая в условиях преобладающего трения качения, обычно состоящая из внутреннего и наружного колец, тел качения и сепаратора, разделяющего тела качения и направляющего их движение.» Изготовление подшипников качения в заводских условиях было начато в 1883 в Германии.
Различают, например, по форме тел качения: шариковые или роликовые. Также различают по направлению действия воспринимаемой нагрузки: радиальные, радиально-упорные, упорно-радиальные, упорные и т.д
Плюсы:
Низкое сопротивление или высокий КПД по сравнению с подшипником скольжения, особенно в момент старта;
Менее требовательны к обслуживанию;
Высокая степень унификации;
Большая несущая способность на единицу ширины подшипника;
Меньший расход цветных металлов при производстве.
К минусам можно отнести:
Малый ресурс, особенно при больших оборотах;
Большой разброс срока службы, и трудности с его прогнозированием;
Высокая стоимость при мелкосерийном производстве;
Меньшая способность демпфировать вибрации и удары, чем у подшипников скольжения.
--------------