МОСКВИЧ 404 СПОРТ
На московском заводе МЗМА всегда знали толк в спортивных автомобилях и активно занимались их постройкой задолго до появления «Москвича 408 Турист». Двухдверный «спайдер» «404 Спорт» был построен в 1954 году под руководством начальника экспериментального цеха И.А. Гладилина. Спортивная машина с несущим кузовом приводилась в движение двигателем от опытной модели 404. Остальные агрегаты были взяты от серийных «Москвичей».
В 1959 году двигатель заменили на более мощный, 70-сильный форсированный агрегат от 407-й модели, который позволил «Спорту» разгоняться до 156 километров в час — отличный по тем временам результат. На этом автомобиле был трижды выигран чемпионат СССР по автогонкам в 1957 — 1959 годах, а в 1964 году он был списан. До нашего времени машина не сохранилась.
МОСКВИЧ 408 турист
Для середины 60-х годов новый «Москвич-408» был отличной машиной: достаточно сказать, что почти половина всех выпущенных 408-х отправлялась на экспорт за границу и были очень популярны в Германии, Франции и Великобритании. Причем машины для европейских рынков собирались из советских машинокомплектов в Бельгии, на предприятии Scaldia-Volga, где их часто оснащали европейскими же дизельными двигателями (родной 50-сильный агрегат был, пожалуй, самым слабым местом машины). От бельгийской стороны поступил заказ и на двухдверную версию машины со съемным жестким верхом, которые тогда как раз входили в моду в Европе (см. Renault Caravelle, Volkswagen Karmann Ghia).
«Москвич» лишили задних дверей, избавились от рамок у передних, усилили кузов и заменили стальную крышу съемным пластиковым колпаком. Машина получилась всем на зависть: один из двух построенных экземпляров даже оснастили впрыском топлива и алюминиевыми панелями кузова. И это не говоря уже о том, что от «Туриста» было просто не оторвать глаз: эта изящная машина не затерялась бы даже на дорогах Лазурного берега среди итальянcких спорткупе тех лет. Правда, в производство она так и не пошла: представить пижонский двухдверный «Гран-Туризмо» на дорогах СССР было невозможно, а бельгийцы продолжили собирать седаны.