Кроме опасных для надежности двигателя детонационных явлений, с увеличением степени
сжатия резко возрастают нагрузки на поршневую группу и вкладыши, которые в двигателе М-412 не
имеют достаточного запаса по работоспособности и прочности (возможно, в связи с малыми
размерами).
Есть еще одно немаловажное обстоятельство, ограничивающее выбор степени сжатия по
верхнему пределу. Заметный рост мощностных показателей двигателя с повышением степени сжатия
наблюдается до значения ε = 10 — 11, затем прибавка мощности с увеличением степени сжатия не
столь существенна, а надежность и долговечность двигателя резко ухудшаются.
Исходя из всего сказанного, наиболее рациональным является форсировка двигателя но степени
сжатия до 9,8 —10, что подтверждается опытом участия в соревнованиях в СССР и за рубежом
ведущих гонщиков коллективов ДОСААФ и заводов.
На собранном и обкатанном двигателе истинная величина - степени сжатия проверяется
компрессометром на прогретом двигателе с вывернутыми свечами при 200 — 250 об/мин, т. е. при
оборотах, даваемых стартером при полностью заряженном аккумуляторе. Замеренное
компрессометром значение давления конца такта сжатия в каждом цилиндре легко пересчитывается
в степень сжатия по эмпирической формуле:
где ε — степень сжатия;
Рс — давление, замеренное компрессометром в кг/см2.
Для удобства расчетов можно пользоваться табл.
Рс кг/см2 9 10 11 12 13 14
ε 8,3 8,9 9,6 10,3 10,9 11,5