Поэтому можно лишь утверждать, что масла группы ТАД-17, а заодно и ТМ-5 лишь попадают в требования API GL-5, но это не одно и то же, т.к. есть масла группы API GL-5, но не укладывающиеся в требования тад17.
Приблизительно так.
Дело в том, что Основной рынок(по примеру SHELL) представлен маслом
Shell Spirax AX SAE 80W-90 новое название Shell Spirax S3 AX 80W-90 https://shell-moscow.narod.ru/all_products/Spirax_AX.pdf, но по каталогу данного производителя(а последний , в котором упоминался наш автомобиль в далеком 2000г.) для М2141 указано масло
Shell Spirax MB SAE 90 новое название Shell Spirax S3 AD 80W-90 https://shell-moscow.narod.ru/all_products/Spirax_MB.pdf , в те времена масло было практически не доступно, т.к. применяемость для Москвича и нескольких джипов типа Land Cruiser не особо была востребована на рынке(в то время разница в цене была 4-х кратная, на данном этапе дороже в 2 раза).
Требования к маслу для нашей коробки более высокое, чем для основной массы автомобилей. Совместить "в одном флаконе" требования по антиокислительным и противозадирным свойствам получается дороже. А востребованность на рынке не столь велика. Обратите внимание на "привычный" нам Лукойл, который успешно использовался нами почти 20 лет. Обратите внимание на слово
"Важно!" на данной странице
https://www.lukoil-masla.ru/products/commerce/transoils/00285/ ... Учитывая, что Алекперов работает в тандеме с SHELL, естественно, масла советской рецептуры в этом "флаконе" нам больше не увидеть. Во первых, оно не востребовано на рынке, во вторых, миром правят деньги.
В принципе, сильно коробке не навредите. Основной "удар" может получить синхронизатор, особенно в режимах перегрева. Страдают обычно синхронизаторы 1-й передачи. Изменившие цвет и деформированные, надеюсь, не только мне попадались и не только на Москвиче(некоторые Газели от этого Spirax AX пострадали).
Так , что с Лукойлом поаккуратней,... видимо всем придется перейти на полусинтетику(по крайней мере там нет ограничений по материалам синхронизатора)
https://www.lukoil-masla.ru/products/commerce/transoils/00008/ ... и если вы будете выбирать импортный аналог нашего масла, попытайтесь докопаться до ограничений, большинство дешевых импортных масел GL-5 "любят" перегретый "цветмет" (мало кто, кроме АЗЛК, умудрился сменить латунь на "люмиль" 😉 )
Оставив в стороне требования к ГП, в данном "вопросе" есть очень тонкий момент. На нашей коробке столкнулись два противоположных требования. С одной стороны масло должно "держать" стабильную пленку, чтобы не навредить главной паре, а с другой стороны мы столкнулись с массивным синхронизатором, которому с трудом приходится выдавить масляный клин между ним и шестерней, для уравновешивания оборотов... А это приводит как раз к перегреву поверхности из-за увеличения времени синхронизации... естественно деформация и более оптимальные условия для окисления.