И так,как правильно проверить герметичность термостата на машине,не разбирая систему охлаждения:
Заведите холодный двигатель,по мере его прогрева контролируйте температуру верхних рядов трубок радиатора.Верхний патрубок от головки к радиатору всё равно будет иметь температуру двигателя,даже без циркуляции законы физики по теплопередаче никто не отменял.
А вот до момента открытия термостата,радиатор должен быть холодным.Прогреваются только 2-5 рядов верхних трубок и то с значительной разницей(снижением) температуры к левому бачку радиатора.Ниже радиатор должен быть холодным!Это подтверждает,что основной клапан термостата герметичен.
Если же радиатор по всей высоте равномерно становится от горячего вверху холодным книзу,значит термостат слегка пропускает.Если температура радиатора практически равномерна по высоте,термостат пропускает "конкретно".
Даже малой негерметичности клапана достаточно ,чтобы мотор долго прогревался.
Теперь о температуре мотора:
Если взять за основу,что термостат и датчик температуры с указателем исправны,то усреднённо,на исправных автомобилях марки М2141,температура начала открытия термостата (80 гр) сответствует самому началу белой зоны(или даже просто границе синей и белой зон). При исправном термостате(когда вовремя перекрывается клапан малого контура),при температуре за бортом -5 +5 градусов,при движении на трассе, стрелка указателя должна стоять на точке начала открытия термостата(80гр),а в городе или малой скорости движения,вентилятор должен включиться на 1/4 - 1/3 (ширины белой зоны) от границы синей и белой зоны.
Если стрелка при движении по трассе стремится упасть при указанной температуре за бортом ниже температуры начала открытия термостата,значит он пропускает.
При нормальной циркуляции ОЖ через исправный отопитель,даже 80гр достаточно,чтобы в салоне при температурах до -20 было жарко(если учесть ,что салон не "сифонит" через конструкционные отверстия в моторном щите и боковинах перед передней стойкой(а их там много).А вот далее,моторный отсек нужно утеплять(мотор из аллюминия очень "хорошо" отдаёт тепло своей поверхностью встречному потоку).Особо эффективно встречному потоку противостоит закрытие решётки (любой материал типа линолиума,пенополиэтилена,изолона и т.п. установленный за решётку,можно и по старинке...кожзамом снаружи решётки....это уж вам решать как).
Лист полиэтилена,прикрепенный к капоту,очень хорошо удерживает тепло на недолгой стоянке...ну и конечно же частично помогает при движении.
Исправность термостата и датчика включения вентилятора вне автомобиля лучше проверять путём медленного нагревания(не мгновенного погружения) с использованием термометра и тестера.....помня о том,что важна не только температура начала открытия основного клапана(80гр) ,но и температура полного перекрытия малого контура,а это порядка 85-87 гр(иначе температура мотора будет превышена,если клапан малого контура не закроется при указанной температуре,то жидкость будет стремится пройти по короткому пути,не попадая в нужном объёме в радиатор)