Из журнала "Моделист-конструктор" №1'2001Редкие владельцы автомобилей не пытаются улучшать их потребительские качества. Самое необъятное поле деятельности авторационализаторов - силовая установка. То и дело появляются публикации о прокладках, насадках или присадках, которые повышают ресурс двигателя, оптимизируют расход топлива, снижают токсичность выхлопа...
Украинский "мастер на все руки" предлагает аэродинамическую насадку на карбюратор. Он утверждает, что его новшество заметно улучшает качество работы карбюратора, снижает расход топлива, а также нагрузку на шатунно-поршневую группу двигателя.
Когда я впервые услышал, с каким шипением всасывает воздух работающий карбюратор, то задумался: а так ли уж эффективны его диффузоры?
Из аэродинамики известно, что обтекаемое тело не вызывает возмущение (турбулизацию) набегающего воздушного потока. Необтекаемое же своими уступами создает зоны разряжения, в которых тотчас образуются вихри. Недаром воздухозаборники летательных аппаратов тщательно «зализывают», иначе «садящиеся» на уступы вихри резко уменьшают реальное проходное сечение входного устройства.
Не то же ли самое происходит и в диффузоре карбюратора? На холостом ходу автомобильного двигателя (в среднем 1000 об/мин) скорость всасываемого потока воздуха на входе в карбюратор составляет 5 - 6 м/с. Этого достаточно для того, чтобы на верхнем срезе образовался кольцевой вихрь, который ведет себя отчасти как дроссельная заслонка, перекрывая горло карбюратора чуть ли не наполовину (рис. 1). Отсюда недостаток воздуха, обогащение топливной смеси и, как итог, повышенный расход топлива. Подчеркну: уже на холостом ходу!
Чем выше число оборотов, тем сильнее разряжение во всасывающем тракте, больше скорость потока, мощнее вихрь и, следовательно, тоньше струя воздуха, проникающего в карбюратор. Избыточное разряжение за ним приходится преодолевать нажатием на педаль акселератора, что означает дополнительный расход топлива и износ двигателя из-за возросшей нагрузки на шатунно - поршневую группу.
Начальная скорость потока в воздухозаборниках дозвуковых летательных аппаратов и судов на воздушной подушке примерно такая же, как в карбюраторе автомобиля. Однако там входные устройства профилированы так, что вихрям-то и «сесть» негде.
Воспользовавшись справочной литературой по аэродинамике, я нашел теоретический профиль насадки (рис.3), которая помогла бы оптимизировать обтекание входного устройства карбюратора марки ДААЗ моего автомобиля ВАЗ-21011.
Две детали насадки - кольца - я изготовил на токарном станке из стальной трубы (можно из дюралюминиевой или даже полимерной). Для этого обточил трубу с трех сторон, доведя ее внешний и внутренний диаметры соответственно до 80 и 40 мм и контролируя профиль торца шаблоном из жести. Отрезал первое кольцо толщиной 11 мм.
Затем выточил и отрезал второе кольцо, поскольку карбюратор ДААЗ - двухкамерный.
Третью деталь насадки, в точности повторяющую контурами штатную прижимную пластину корпуса воздухофильтра (штатная имеет подштам-повки и для монтажа колец на ней не годится), я изготовил из листовой стали толщиной 1,5 мм и тут же просверлил по краям четыре отверстия диаметром 6,2 мм под шпильки крепления к карбюратору.
Далее, совместив диффузорные проемы новой прижимной пластины и колец, опилил последние, придав им очертания, соответствующие рисунку 3. Не разнимая деталей, просверлил в них шесть отверстий диаметром 3,3 мм. В глухих отверстиях колец выполнил резьбу М4, а отверстия в пластине рассверлил до диаметра 4,1 мм и раззенковал под головки потайных винтов.
Последняя операция - соединение колец и прижимной пластины клеем «Момент» и винтами М4.
Первую насадку я испытал еще в 1987 году на своем ВАЗ-21011, хотя запатентовал ее только в 1997 году (патент РФ № 2084679 с приоритетом от 1993 г.). Существенную разницу в поведении машины почувствовал сразу же, при разгоне с места. Расход топлива на трассе был существенно ниже обычного.
На сегодня таких насадок на карбюраторы установлено около двадцати. Некоторых их владельцев я даже не знаю, большинство же - мои знакомые, так что спросить всегда есть у кого.
Каковы же результаты у них? На разных автомобилях (от ВАЗ-21011 до ВАЗ-21099) насадка дает разный эффект, ведь многое зависит от состояния двигателя. Однако во всех случаях газоанализаторы фиксируют пониженное содержание СО в выхлопе на холостых и повышенных оборотах.
Ю.БЕЛОШЕНКО, г. Антрацит, Украина
Из журнала "Сдела сам" №1'1995