Копирую сюда - чтобы не ходить по ссылке
------------------
https://www.rosbalt.ru/ukraina/2013/09/07/1173004.htmlПрочь из университета
Многое из того, о чем я пишу здесь, уже не ново. Но несоответствие образования и реальности настолько велико, что, если наши вузы к ней не адаптируются, в аудиториях останутся единицы. Общий лозунг новых образовательных трендов — бегство из университета.Хорошее образование прерывает цепь социальной бедности в поколения длиной. И это — не путь счастливчика-одиночки, талантливого человека, которому повезло сразу несколько раз: получить хорошее образование в школе, правильно выбрать стратегию дальнейшего обучения, эффективно работать где нравится, с удовольствием учиться дальше. Думаю, это хороший путь больших социальных групп, и сегодня он очень доступен.
Однажды я написала об этом в одной из сетей: все 32 комментария были про высшую школу, и все негативные.
Это первый социальный факт, который достаточно трудно преодолеть: образование существует для обывателя в узких штанишках вуза. Оно мало кому нравится, но необходимость университета как единственного источника легитимного знания обреченно принимается большинством.
Владимир и Настя, студенты-гуманитарии, некоторое время проучившиеся на "отлично", подходят ко мне подписать документ о переводе на индивидуальный план обучения. Дневную форму учебы они считают бесполезной тратой времени. "Понимаете, даже родителям нечего рассказать о том, что нового узнал на парах. Уж лучше работать, и ходить на те предметы, которые действительно будут потом полезны". — Таких предметов много?- "Процентов тридцать".
Это не единичная история, и не исключение. Обучение по индивидуальному плану перестало быть прецедентом. А единство времени, места и действия в получении знаний – перестает быть традицией. Мир меняется быстрее, чем институт, который нас к этим переменам готовит. И это не проблема "плохого образования" в отдельно взятой стране. Это системный кризис полного цикла образования, который вынуждает студентов всего мира интуитивно искать новые образовательные стратегии.
Все больше историй успеха связано с получением образования вне университета или параллельно ему. В быстро развивающихся областях такое образование может быть получено, по большей части, вне университета, за более короткий срок, чем в университете, и дешевле. Примеры людей, изменивших реальный мир своими виртуальными проектами, тому доказательство. Стив Джобс, Марк Цукерберг были готовы не только учиться, но и работать уже после первых курсов вуза.
Почему в мире, где процессы производства, коммуникации, передвижения ускорились в десятки раз, учеба в университете до сих пор длится 5 лет? Рационально ли это для всех тех специальностей, которым учит современный ВУЗ?
Коллеги-психологи и педагоги могут напомнить мне об особенностях становления личности и об удлиняющемся периоде детства в культуре и о развитии социальной компетентности. Говорить об этом можно и важно. Но нужно ли ставить возраст во главу угла?
На фоне медленно вырастающих детей мы, конечно, сами себе кажемся моложе. Сняв подгузник в 5-6 лет, современному ребенку сложно окончить школу в 17. Но некоторые сели на горшок уже в год, и им тяжело ждать.
Сэр Кен Робинсон сравнивает университет и школу с индустриальным предприятием 19 века, которое производит стандартную деталь стандартной машины в мире, где стандартных машин уже нет. А я бы сравнила их с группой продленного дня. В детстве из-за ее названия мне казалось, что это волшебное предприятие продлевает день человека бесконечно долго, и можно успеть гораздо больше. Увы, группа продленного дня бесконечно удлиняла процедуры, с которыми можно справиться гораздо быстрее и эффективнее.
В последние годы преподавательской деятельности я насчитала у студентов несколько интуитивных образовательных тенденций под общим лозунгом "прочь из университета":
— "Перейду на индивидуальный план, и уже сейчас буду работать" (чаще всего не по своей специальности, но с прицелом на то, что потом охотнее возьмут и на "свою" — за опыт ответственности, который дает любая работа);
— "Буду замещать качество количеством — получать 2,3,4 образования вместо одного. А вдруг получившийся гибрид — это именно то, что нужно современному миру и работодателям"?
— "Альтернативное самообразование через открытые образовательные пространства: "Изучать свою специальность я могу в открытых образовательных программах Йельского университета, и благодаря дистанционным курсам других университетов, в сети — через Ted.com, через Google books и BBC network";
— "Буду учиться в целевых группах" — мастерские, тренинги, семинары, публичные лекции по направлению образования. Знания о них студент получает в социальной сети. Уже сегодня это позволяет мне многих моих студентов чаще встречать в поездах, чем в аудиториях (так мы вместе учимся – и я, и они);
- "Сразу пойду работать и буду учиться у профессионалов на работе". Это характерно для специальностей – поставщиков кадров корпоративному сектору. Юристы, экономисты, программисты, управленцы начинают работать со второго курса, понимая, что стаж нужен уже сейчас;
— Долгосрочные и краткосрочные стажировки в ВУЗах за рубежом – это уже "прочь" не только из университета, но и из страны.
Если бы мы находились в воображаемой аудитории, где с каждым новым трендом исчезает определенная часть студентов, то, в конечном счете, мы бы увидели то, что заметно уже сейчас: 3-4 постоянно посещающих лекции студента.
Это непонятно и неприятно преподавателям, это еще более непонятно и неприятно администрации ВУЗа, которая не прочь применить репрессии к "прогульщикам". Но такова новая реальность образования, ее создает интуитивное поведение студентов.
Потребность в обучении не рождается за партой университета. Увы или ура, она рождается у человека уже работающего, каждый день упирающегося лбом в горизонт собственных знаний и компетенций. Мой любимый пример — это успешные зрелые люди 40 лет. В студенческие годы они иногда платили, чтобы "сдать философию", не читая Аристотеля – а сегодня готовы платить в 5-10 раз больше, чтобы его прочитать в атмосфере престижной школы или семинара.
Современные молодые люди не стали глупее. Они стали другими, и естественное желание учиться (а учиться – это биологическая необходимость, порожденная отсутствием непластичного инстинктивного поведения у людей) реализуют в интуитивных попытках найти эффективные формы образования.
Разница между двумя первыми курсами, когда в аудитории находится 50 человек, и третьим, когда их остается от 15 до 5, говорит нам о многом. И о более гибких временных границах, к которым важно подстраиваться и высшей школе (естественно, только ряду гуманитарных специальностей – не медикам, не инженерам или не химикам). Но еще больше — о содержании и методах образования, о соотношении единицы времени к единице знания.
Университет сегодня вынужден быть совсем другим. Он больше не будет единственным местом подготовки специалистов. Ему придется конкурировать с очень пестрой образовательной средой. В мире, где формируется и стимулируется привычка к разнообразию во взглядах, еде, музыке, культуре, людях, литературе; привычка к максимальному индивидуальному самовыражению – в таком мире уже нет места только одному способу образования. Как нет места и везению. Появился выбор.
Ольга Духнич
--------------------