Автор Тема: ТАХОМЕТР  (Прочитано 306907 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #380 : 23 Октября 2010, 14:12:23 »
В свое время "слепил" из китайского БП на 12 вольт вот такую схемку. Верхний по схеме провод - на вход тахометра, нижний - на массу. Показания тахометра - 1500 об/мин. Позже стал использовать ее и при ремонте/проверке электронных спидометров - для 6-импульсного датчика показания должны быть 30км/ч.
Уважаемый, Cheetah_41!
Я тоже озабочен настройкой/тарировкой тахометра и посему интересуюсь:
1. в Вашей схеме что там за трамарматор и номинал резистора?
Или как выглядит сигнал на вход тахометра: форма, амплитуда, длительность...
Из схемы этого не видать...
Спасибо!
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.

Оффлайн Андрей Иванов

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 9581
  • Карма: 201
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #381 : 23 Октября 2010, 20:57:42 »
+1 тоже интересно. По поводу трансформатора все понятно это из блока питания, например зарядное для телефона. Да и диод наверное любой малоточный. А вот номинал резистора интересен. Чтобы тах не спалить. А сигнал будет самый простой импульс  полуволна с частотой сети 50 Hz и с интервалами равными продолжительности импульса.

Что-нибудь вроде этого:

[вложение удалено]
« Последнее редактирование: 23 Октября 2010, 21:05:45 от Андрей Иванов »
  • 1993 г. М-21412 => 1,7 Солекс 21073. БСЗ, АД-3, ГБО Toujour malade, jamais mort. Калина 1,6, 16V, 2011
Громкий выхлоп,
Страшный вид,
Дуглас
Всех вас победит!

Оффлайн opossum

  • Супер-модератор
  • *********
  • Сообщений: 18048
  • Карма: 215
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #382 : 23 Октября 2010, 21:03:38 »
если только от радио телефона) От сотика не прокатит, там всё больше импульсники и как правило не боле 5 вольт.
дион срезает амплитуду, то есть из 50 Гц в розетке мы получим примерно 25. ну и вольтаж снизится соответственно, резистор  проще поставить на первое время подстроечный 47-100 кОм думаю будет за глаза, вот только откалибровать останется, для этого потребуется частотомер либо осциллограф

Более продвинутые гуру электроники если что поправят меня!)))

Оффлайн Андрей Иванов

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 9581
  • Карма: 201
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #383 : 23 Октября 2010, 21:15:19 »
Частотомер точно не надо. Частота жестко привязана к частоте сети. Импульсов в секунду будет 50 штук. Частота 50 Hz предполагает 50 полных колебаний от + до - в секунду. Если отрезать диодом например минусы, все равно плюсовых импульсов останется ровно 50. Напряжение будет в районе 6 вольт без нагрузки. Т.е. без тахометра. Интересен именно номинал резистора. Он выступает здесь в роли гасящего сопротивления для уменьшения напруги на входе таха.
Если не дождусь ответа от автора идеи, наверное просто померю напругу на входе работающего таха. Если там около 6 вольт или больше можно и без резистора обойтись.
  • 1993 г. М-21412 => 1,7 Солекс 21073. БСЗ, АД-3, ГБО Toujour malade, jamais mort. Калина 1,6, 16V, 2011
Громкий выхлоп,
Страшный вид,
Дуглас
Всех вас победит!

Оффлайн opossum

  • Супер-модератор
  • *********
  • Сообщений: 18048
  • Карма: 215
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #384 : 23 Октября 2010, 21:50:10 »
чё то тупанул. насчёт полной амплитуды)))) пока писал. главное в голове рисовал график, аплитуду выше горизонтальной прямой, ниже.... 😆 пойду пивка достану, а то что-то заработался, голова уже не варит!)))) а резюк там в роли токоограничителя, даже не на килоомы а на омы можно поставить, думаю для успокоения Ом на 100 максимум!

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #385 : 23 Октября 2010, 22:09:51 »
Ну, братаны, вы простую фуруфуйню совсем запутали! 🍻
1. Афтар говорит о трансе "на 12В". Смело предполагаю, что это эффективное значение, значит аплитуда импульса была у него около 18В.
2. Токоограничение резистором имеет смысл только при очень низком входном сопротивлении тахометра (омы!) - это невероятно! Скорее всего вход отвязан от источника импульса кондёром.
3. Акромя амплитуды импульса, ИМХО, большое значение имеет его форма.
Ну, раз автор говорит, что полуволна синусоиды годится, придётся поверить.
Хотя, в подобных схемах чаще всего требуется импульс с крутыми фронтами. И короткий...

Вот бы кто "наврал" про параметры импульса, таки я бы сообразил, как их "на столе" воспроизвести. А потом тахометру предложить... 😎

Соединено: 24 Октября 2010, 00:13:07
итак не отвелакемся что кому есть добаить по посту № Ответ #264🤯? активнее

Нерегулярные попытки стрелки тахометра прыгнуть в сторону увеличения могут быть связаны с такими же нерегулярными перебоями в системе искрообразования.

ПРИЧИНА - окисление контактов в разъёме комутатора, плохой контакт на катушке зажигания
Проверено. Век порнухи не видать! 😎
« Последнее редактирование: 24 Октября 2010, 00:13:07 от Станислав2 »
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.

Оффлайн Андрей Иванов

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 9581
  • Карма: 201
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #386 : 24 Октября 2010, 08:26:15 »
Нерегулярные попытки стрелки тахометра прыгнуть в сторону увеличения могут быть связаны с такими же нерегулярными перебоями в системе искрообразования.

ПРИЧИНА - окисление контактов в разъёме комутатора, плохой контакт на катушке зажигания
Проверено. Век порнухи не видать! 😎
Обычно картина другая (у меня). При нагревании приборки от солнца или от печки время от времени стрелка прыгает в плюс и там застревает. При сбросе оборотов вместо холостых показывает 2500-3500. Когда  как. Постукивание по приборке в большинстве случаев это вылечивает. Но не всегда. Выключение зажигания и последующее его включение лечит если не помогло ударное воздействие. Короче полтергейст в контактах. Непонятно одно: почему в плюс. Если плохие контакты, наверное должен падать в 0?
  • 1993 г. М-21412 => 1,7 Солекс 21073. БСЗ, АД-3, ГБО Toujour malade, jamais mort. Калина 1,6, 16V, 2011
Громкий выхлоп,
Страшный вид,
Дуглас
Всех вас победит!

Оффлайн opossum

  • Супер-модератор
  • *********
  • Сообщений: 18048
  • Карма: 215
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #387 : 24 Октября 2010, 09:26:55 »
Я свой полтергейст вылечил заменой кондёра ( тот что около катушек) на электролит 1000х25
 весной смотрю,снова задёргалась, ну думаю кранты электролиту! Ни хрена, при замене масла на станции разъём не подключили к кондёру, им видимо мешал он фильтр открутить 😝

Оффлайн Mad T

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 329
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #388 : 24 Октября 2010, 11:03:36 »
Попросили схему тахометра. Кидаю еще раз.
М2141, ВАЗ 1,6л., Lucas, БСЗ, 1998г.

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #389 : 24 Октября 2010, 13:24:13 »
Mad T, большой респект! 👏
Я как раз сейчас схему рисую....
Рассматриваю твой вариант и вижу расхождения в формирователе входного сигнала. На моей плате существенно сложнее.
Параметрический стабилизатор по питанию - один в один.
И со входом по 13 ноге непонятка - у мну вроде на 9 ногу...
Сори, Нога 9 соединена с ногой 13. Так-что всё сходится...
Нарисую, сфоткаю и выложу на всеобщую критику.
По входу, как я и предполагал ёмкость 6800х400В(!) - можно 220В напрямую подать!!!! Шучу-шучу... 😎
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.

Оффлайн Mad T

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 329
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #390 : 24 Октября 2010, 18:20:52 »
В свое время думал чтобы можно придумать со схемой...но ничего так и не придумал=)
М2141, ВАЗ 1,6л., Lucas, БСЗ, 1998г.

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #391 : 24 Октября 2010, 18:55:02 »
Наигрался я с тахометром до усраной смерти....
Пока результат нулевой, если не считать неких странностей с формирователем входного импульса.
Схема у меня не такая, как выложил Mad T: смотри вложение.

Во входном формирователе всё понятно  кроме резистора R4 в эмиттере транзистора.
Почему 120 ком🤯?? Ежели это эмиттерный повторитель (А это именно эмиттерный повторитель - век порнухи не видать!), то тама просится 120 ом...., а никак не 120ком.



Запустить тах от источника 12В 50Гц не удалось: со входа он не видит никакого сигнала (и это понятно - медленная синусоида через С1 никак пробраться не может), а ежели подать на верхний вывод R1, то на базе появляется напряжение питания (9в). Похоже на открывание VD3 из за того, что на жопе у него появляется выпрямленное напряжение со входа. И это логично, но не правильно!(А вообще-то назначение этого диода для меня загадка).
Кста, на схеме имени  Mad T диоды D4 и  D5 играют в эту же игру, ИМХО. И R6 тоже 120ком....
Подозреваю, что надо придумать источник коротких импульсов с крутыми фронтами (сеть 220В 50Гц, тиристор с фазовым управлением и диференциальная цепь для обострения заднего фронта) - все элементы входной цепи заточены именно на это.

[вложение удалено]
« Последнее редактирование: 24 Октября 2010, 19:02:41 от Станислав2 »
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #392 : 31 Октября 2010, 18:09:56 »
пРОДОЛЖИМ НАШИ УПРАЖНЕНИЯ... 🤦‍♂️
От 12В 50Гц тахометру по моей схеме ни тепло ни холодно.
Взял транс с выходом до 90В амплитудного значения - тахометру фиолетово!
Только если сунуть мимо входного кондёра 6800пик на 400В стрелка шаволится и что-то показывает, из чего делаю вывод о том, что мелкосхема жива.
Делаю вывод, что моя схема расчитана на работу с БСЗ, а схема имени Mad T работает в тандеме с КСЗ.
И товарисч, который применял "12в" по входу, явно имел дело с КСЗ.
(Комутатор БСЗ, если мне не изменяет склероз, выдаёт на первичную обмоку катушки зажигания импульс с амплитудой ок. 300В, а катушка работает как трамарматор до 25кВ).
Так-что моя шутка насчёт 220 вольт подать на вход, не такая уж шутка. 🤔
Это касается, есно, только тахов работающих в тандеме с БСЗ!!!!!
Схема Mad T перестанет дышать с этого места.... Так-что будем внимательны.
Пребываю в уповании на конструктивную критику и свежие идеи.
У меня есть тиристорный регулятор, тама как раз импульсы с амплитудой до 300В с крутым передним фронтом. Осталось укоротить задний (дифцепочка) и поглядеть... 😲
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.

Оффлайн Андрей Иванов

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 9581
  • Карма: 201
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #393 : 31 Октября 2010, 19:43:14 »
Думаю, для большинства клубней эти изыски с электроникой не по плечу. Но если у вас получится пожалуйста выложите схему (лучше монтажную) с подробным перечнем элементов. Уж спаять на платке мы как нибудь сообразим.
  • 1993 г. М-21412 => 1,7 Солекс 21073. БСЗ, АД-3, ГБО Toujour malade, jamais mort. Калина 1,6, 16V, 2011
Громкий выхлоп,
Страшный вид,
Дуглас
Всех вас победит!

Оффлайн RockMANN

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 604
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #394 : 31 Октября 2010, 20:20:47 »
было бы хорошо если кто нибудь нашёл аналог микрухе хотябы из российских микросхем
М-214122 1998 г.в. вишнёвый металлик...был,
Белый Князь Владимир, 1998 г.в., F3R, люкс
https://www.drive2.ru/cars/moskvich/knyaz_vladimir/knyaz_vladimir/rockmann/
Я в ВК https://vk.com/rockmann3000

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #395 : 31 Октября 2010, 21:36:47 »
Думаю, для большинства клубней эти изыски с электроникой не по плечу. Но если у вас получится пожалуйста выложите схему (лучше монтажную) с подробным перечнем элементов. Уж спаять на платке мы как нибудь сообразим.

ОК!
Насчёт изысков...  😢
Ну, да... тама не просто транс от телефона и резюк.
Хотя и не факт, что эти изыски нужны - ежели тах понимает чистую синусоиду (12в для контактного типа), то может поймёт и 220 (бесконтактная СЗ). Щас времени нет попробовать, а руки чешутся....
По крайней мере я и мы тут теперь видим две схемы тахометров:для КСЗ и БСЗ.
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.

Оффлайн RockMANN

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 604
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #396 : 31 Октября 2010, 23:55:14 »
а с чего вы взяли что коммут выдаёт импульс до 300в? там максимум 12 может быть ибо сколько коммут потребляет вольт столько максимум он и может выдать, ато и меньше
(Комутатор БСЗ, если мне не изменяет склероз, выдаёт на первичную обмоку катушки зажигания импульс с амплитудой ок. 300В, а катушка работает как трамарматор до 25кВ)
М-214122 1998 г.в. вишнёвый металлик...был,
Белый Князь Владимир, 1998 г.в., F3R, люкс
https://www.drive2.ru/cars/moskvich/knyaz_vladimir/knyaz_vladimir/rockmann/
Я в ВК https://vk.com/rockmann3000

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #397 : 01 Ноября 2010, 00:48:34 »
а с чего вы взяли что коммут выдаёт импульс до 300в? там максимум 12 может быть ибо сколько коммут потребляет вольт столько максимум он и может выдать, ато и меньше

Ну... если представлять себе комутатор как некий "размыкатель" бортового напряжения/тока, то канешна.... И катушка зажига в этом варианте работает не как трамарматор, а как накопитель джоулей, которые в момент разиыкания цепи тока, преобразуются в ВВ импульс самоиндукции.
Так работает Контактная СЗ.
А в БСЗ, ИМХО, накопителем джоулей является конденсатор питаемый преобразователем и заряжаемый до 300-350В. А транзисторный ключ в нужный момент джоули с конденсатора отправляет на первичную обмотку КЗ.
Как-то так... А может я что-то пропустил? Наука двинулась вперёд и принципы сильно поменялись?
Завтра полезу в инет и точно всё разузнаю. Полезно, знаете ли, прежде чем категорично глупости говорить, пошарить в сети и посмотреть как оно там на самом деле проистекает.... Или книжку почитать... 😝
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.

Оффлайн Андрей Иванов

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 9581
  • Карма: 201
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #398 : 01 Ноября 2010, 11:19:19 »
Елы-палы! Заставили таки дедушку весь склероз напрячь. Учил это в 1980-1983 году. Короче, там так все просто и скучно:
Коммутатор это имитатор размыкателя контактов. Он просто рвет цепь. Но при этом в первичной обмотке катушки (как и при контактном зажигании) возникает ЭДС самоиндукции. Проще говоря всплеск напряжения.
Чем быстрее происходит размыкание цепи, тем сильнее этот импульс напряжения. По идее коммутатор должен размыкать цепь быстрее, чем контактная система. Особенно на холостых и малых оборотах. И главное - процесс этот стабильнее. В результате в БСЗ в первичной обмотке импульс больше. Во вторичной он еще усиливается за счет трансформации.
А вот какое именно напряжение возникает при этом на первичной - я не знаю. Но не менее 200 вольт точно.
  • 1993 г. М-21412 => 1,7 Солекс 21073. БСЗ, АД-3, ГБО Toujour malade, jamais mort. Калина 1,6, 16V, 2011
Громкий выхлоп,
Страшный вид,
Дуглас
Всех вас победит!

Оффлайн Станислав2

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 108
  • Карма: 0
Re: ТАХОМЕТР
« Ответ #399 : 01 Ноября 2010, 18:31:27 »

..."Коммутатор это имитатор размыкателя контактов. Он просто рвет цепь. 
...А вот какое именно напряжение возникает при этом на первичной - я не знаю. Но не менее 200 вольт точно."


Андрей, респект!
Ежели комутатор просто имитатор, то для меня это получается третий вариант комутуции.
Безусловно, электронный ключ размыкается быстрее и "чище".
Не соглашусь, однако, что в этом варианте по первичной обмотке "лупит" много вольт.
Разрывается большой ток первичной обмотки и энергия магнитного поля закачаная в КЗ (обрати внимание - с незамкнутым магнитопроводом)направляется  во вторичку соответственно ампервиткам..
  Витков во вторичке много, ампер мало, зато напруга подскакивает до нужных киловольт.
Не может там быть 200В по первичке и соответственно тахометр используется  с низковольтным входом.
Я так думаю...
Гляжишь, сообча и разберёмся, у кого какой тахометр должен стоять. Хотя немного не в тему.
Насчёт "дедушек" не кокетничай, нам ещё жить и жить!
М-2141. двиг.2106
Езжу на "Москвичах" с 1983г.