Надо. Вынести.
Вы меня рассердили, я вам картинку нарисовал.
А еще я скажу словами Аристотеля: дайте мне ледяную площадку, и я разверну Москвича. Хоть двигателем, хоть тормозом.
Смотрим картинку.
Машина едет по инерции. Имеет энергию Е2141.
Чтобы машина остановилась за время т, надо приложить мощность p=E2141/t. Причем науке кинематике совершенно пофигу, каким образом.
На машину действуют силы - сопротивления воздуха Fa, которой при скорости 60км/ч и ниже можно пренебречь и на каждое колесо сила Fк, c которой колесо сопротивляется качению.
Подробнее рассмотрим на колесо. Fк складывается из Ft, с которой резина сопротивляется качению по дороге и Fп, с которой качению сопротивляется подшипник ступицы. Fп, опять же, можем пренебречь. Если включена передача (для простоты будем считать, что передаточное число КПП = 1), то вращению колеса препятствует сила f3r, равная моменту двигателя Мf3r, умноженному на радиус колеса.
При этом Ft приложена к ободу колеса и действует вперед ( в нижней точке колеса), а f3r приложена к ступице.
Нажимаем тормоз (на нейтралке).
Появляется пара сил трения скольжения. К колодке приложена сила Fb, которая не может совершить работу из-за того, что колодка неподвижна, а к диску - сила Fo, которая и совершает работу по торможению. Сила Fo зависит от свойств колодки и диска, от давления колодки на диск, но не от скорости вращения диска. То есть, результирующая сила Ft1' постоянна. Единственный способ ее изменить - изменить усилие на педали.
Отпускаем тормоз, тормозим двигателем.
Основную роль берет на себя сила f3r, передающаяся через рычаг, образованный радиусом колеса. Сила связана с моментом, а момент у двигателя - с оборотами. Соответственно, при падении оборотов (скорости автомобиля) сила Ft1' падает. Когда обороты двигателя упадут ниже 816 - сила f3r станет отрицательной. Соответственно, затормозить двигателем до полной остановки не получится.
Теперь самое интересное. Смотрим на машину спереди.
Если тормозить тормозами, то все силы полностью симметричны. В рамках машины, но не факт, что в рамках дороги. На дороге бывает лед и бывают канавы, надо которыми сила Fk1 может упасть до нуля, ибо колесо кратковременно потеряло сцепление с дорогой. Но сила Fo продолжает действовать, мощность выделяется, работа совершается. До тех пор, пока не исчерпается кинетическая энергия колеса, которая, знамо дело, несопоставима с E2141, на гашение которой была рассчитана Fo. И вот лед/канава кончились, и вы влетаете невращающимся колесом на поверхность, сила Fk начинает действовать, а поскольку у колеса есть инерция, то Fk не столько будет колесо раскручивать, сколько врежет "как следует" вам по ступице. Вот вам и кидок.
Если же тормозили двигателем, то в процессе участвует дифференциал, которого, собственно, и работа в том, чтобы F3r варьировалась на колесе. По этой же причине торможение двигателем с самоблоком вряд ли приведет к чему хорошему.