Автор Тема: Рулевая рейка. Что не найти в книгах по ремонту.  (Прочитано 19505 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MBX

  • Администратор
  • *********
  • Сообщений: 10391
  • Карма: 94
 Создать эту тему "подтолкнула" новая рейка, попавшая в клуб от бывших москвичеводов, отлежавшая много лет в разных гаражах и "приземлившаяся" у меня... И желание передать соклубникам опыт, который им пригодится при самостоятельном обслуживании и ремонте узла.
 Хорошо, что никому не востребовалось установить её на машину. Загремела бы она знатно!
 Решил разобрать и проверить, что косорезили на заводе в конце 90-х(она из тех лет, "слава" не из хороших)



Замеры показали, что сама рейка вполне жива и имеет размер в середине поля допуска(допуск на диаметр 0.02мм). А вот с опорной втулкой проблема "нарисовалась" серьезная. Допуск на диаметр 0,052 мм, реально же размер оказался на 3 с лишним поля допуска больше. 27.18, вместо положенных 27.00 - 27.052 мм. Так же огорчило состояние ведущего вала-шестерни.  Деталь закалена, но отсутствует финишная обработка от окалины. Диаметр шестерни по длине не однороден и при заходе зуба на рейку при вращении есть подкусывание(проверил с другим валом, сама рейка в норме).

  Главные виновники стука.
 



 А теперь, что,  не упомянуто в книгах по ремонту и что нужно учесть!
Втулка   Не могу понять почему конструктора заложили допуск на диаметр в 0.05мм(на рейке 0.02мм). Получается так, что заложен допустимый зазор от 0.02мм до 0.09мм. И вот тут самое интересное! Втулка может заговорить на щебенке(в сухом состоянии, если смазки мало или её со временем разогнало по рейке) уже при зазоре в 0,05 -0.07мм. Это нужно учитывать при сборке.
 Распорное кольцо опор рейки(многие их именуют "копытцами" 😀). Деталь эта закалена.. и не "слабо". Но как показывает практика, почему то со временем это кольцо "садится" по диаметру(хотя усилие от рейки на неё передается не малое). Естественно снижается усилие поджатия опор рейки к цилиндрической поверхности корпуса, что приведет к стукам при наезде на неровность. (2 десятка разобранных реек на антресоли... и только пара из них с работоспособными кольцами, на большинстве зазор между кольцом и опорами до 0.5мм) Восстановить натяг поджатия можно простой операцией, введением в прорезь конического инструмента(зубило, например). Только не переусердствуйте. Сильный поджим не желателен(увеличенный износ опор и корпуса), в пределах разумного, чтоб пружина(а не только регулировочный винт) поставили сборку на место, прижав опоры к плоскостям рейки . На фото она расположена не правильно, прорезь должна располагаться вдоль рейки.




 На что нужно обратить внимание перед ремонтом.
Пока рейка установлена на автомобиль, можно определить степень износа пары рейка-шестерня. Если машина длительное время эксплуатировалась на плохих дорогах(особенно щебенка), с отсутствием смазки, с не отбалансированными колесами, длительная эксплуатация в не отрегулированном состоянии и ни разу не меняли положение вала по отношению к рейке(при регулировках схождения), две противоположные плоскости соседних зубьев рейки и один зуб вала интенсивно изнашиваются в положении колес "прямо". Определяется просто. При несильном поджатии регулировочного винта получаете несоизмеримо тугое рулевое управление, и в то же время при аналогичном поджатии регулировочного винта при повернутом на 90гр руле, управление в норме, вы имеет именно этот "вариант", износ рейки и вала.... Или замена обоих деталей... или как вариант, перекрутить рулевые тяги со смещением на одну сторону, или при сборке рейки поставить детали на соседние зубья(правда в этом варианте изменится радиус поворота по сторонам и все равно столкнетесь с стуком при небольшом повороте руля, попадая на изношенные зубья).







 Вот так вот. Вроде бы и новая рейка, а "родного" осталось только корпус, опоры да пыльники. Хорошо быть "хомяком"... можно достать с полочки и нормальную рейку, и нормальный вал, и нормальную втулку. Так что, еще выполнит свою "функцию".



 Если появятся вопросы, пишите, ответим
С Уважением к Москвичеводам, МВХ  😉
« Последнее редактирование: 30 Марта 2016, 01:39:10 от MBX »

Оффлайн green_weevil

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 8371
  • Карма: 86
Заменил я свою эту втулку резиново-металлическую на втулку из капролона (целиком просто цилиндр по размерам родной) - доволен как слон. Допуска правда не скажу - делал все на глаз и за пару примерок: чтобы и в корпус с натягом садилось,и чтобы рейка потом не туго крутилась. В итоге попал как нужно - крутится замечательно и молчит. Единственное если просядет со временем то потом можно на втулке проточки под резиновые колечки сделать и обратно засунуть - они добавят натягу и можно снова ездить.

Оффлайн EgoRka44

  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 1101
  • Карма: 26
Заменил я свою эту втулку резиново-металлическую на втулку из капролона (целиком просто цилиндр по размерам родной) - доволен как слон. Допуска правда не скажу - делал все на глаз и за пару примерок: чтобы и в корпус с натягом садилось,и чтобы рейка потом не туго крутилась. В итоге попал как нужно - крутится замечательно и молчит. Единственное если просядет со временем то потом можно на втулке проточки под резиновые колечки сделать и обратно засунуть - они добавят натягу и можно снова ездить.
Два раза вытачивал эту втулку по заказу, первый раз из капролона, второй - из фторопласта. Точил по размерам стальной втулки, ставил на место с резинкой. Оба раза эти втулки разбивало примерно за год-полтора. Недавно поставил "новую заводскую" (так говорил продавец) рейку - застучала примерно через 500 км. Люфт в вертикальной плоскости (если дергать за рычаги) наибольший в крайнем правом положении руля. Мои подозрения опять на эту втулку. Надо на этот раз попробовать выточить из капролона цельную втулку без резины.

Оффлайн green_weevil

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 8371
  • Карма: 86
фторопласт он разный бывает, самый распространенный - очень мягкий. Капролон тоже бывает разный, я использовал тот который был под рукой обычный без наполнителя белый. Но лучше использовать графитонаполненный - он и попрочнее чуть чуть и коэффициент трения пониже.

Оффлайн EgoRka44

  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 1101
  • Карма: 26
фторопласт он разный бывает, самый распространенный - очень мягкий. Капролон тоже бывает разный, я использовал тот который был под рукой обычный без наполнителя белый. Но лучше использовать графитонаполненный - он и попрочнее чуть чуть и коэффициент трения пониже.
Учтем при заказе токарю

Оффлайн MBX

  • Администратор
  • *********
  • Сообщений: 10391
  • Карма: 94
 Более оптимальным вариантом решения данного "вопроса" вижу в ремонте родной втулки. Во первых , у вас остается демпфирующий элемент(в виде резины), Во вторых, вы оставляете более надежный вариант крепления втулки в трубе корпуса. В третьих, и самое основное, при расточке после того как загильзуете втулку, "оттолкнувшись" от диаметра рейки, сможете обеспечить стабильный во времени зазор в 2-4 сотки...

 Материал втулки сталь..., но на моем автомобиле( и несколько в запасе) подтверждают, что существовал вариант из порошкового материала (как и копытца). Так что применение гильзы из бронзо-графита, думаю не возброняется(главное, чтоб что то "пожестче", не боящееся удара). Хотя и обычная, слегка подлегированная сталь, будет нормально работать.

Оффлайн chaika

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 741
  • Карма: 14
а чем смазать рейку при ремонте? Чтоб и зимой руль крутился нормально.
  • АЗЛК 21412, 1991г, 1,5л.

Оффлайн MBX

  • Администратор
  • *********
  • Сообщений: 10391
  • Карма: 94
а чем смазать рейку при ремонте? Чтоб и зимой руль крутился нормально.
В принципе Литола достаточно(подразумевается качественный прозрачный, если такого нет, берите какую нибудь "синтетику" высокоскоростную(она адекватна до -30)). Тугая в "мороз" рейка, больше признак перетянутого регулировочного винта(так что данный момент нужно проверять, не факт, что виновник загустевшая смазка).
 До сих пор пользуюсь Литолом 70-80-х годов, эффекта загустения в данных механизмах не проявлялся, а вот фасовка "не прозрачной" "массы" всевозможных "производителей" вполне может выдать такой эффект.

Оффлайн chaika

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 741
  • Карма: 14
Плюну на все и так и сделаю - смажу литолом, а то мозг напрягаю, а толку то и мало от этих потуг, у нас в деревне то и нету ничего больше, только литол и шрус-4, и еще шрб )). Разве шо по интернетам заказывать. Ну и там же не много ее надо? Я просто еще ни разу рейку не разбирал.
  • АЗЛК 21412, 1991г, 1,5л.

Оффлайн Михаил

  • Администратор
  • *********
  • добрый белый пушистый... автОмОньяк
  • Сообщений: 24686
  • Карма: 319
Плюну на все и так и сделаю - смажу литолом, а то мозг напрягаю, а толку то и мало от этих потуг...
смазывай литолом и не парь мозги. нормальная смазка. много там мазать не надо.излишки всё равно вылезут наружу. да у вас и не должно быть очень холодно. так чтоб литол колом встал его надо хорошенько поморозить.

В принципе Литола достаточно(подразумевается качественный прозрачный, ...
литол не может быть прозрачным по определению. должна быть смазка однородная от светло-желтого до коричневого цвета.
если он прозрачный то это не литол, а не известно что.
  • М21412 1991 г.р. УЗАМ 1.5=>1.8 и халабуда Porsche Cayenne S II (958)
 


Поддержи форум!

Если, Вы на меня обиделись, то сначала прочтите ЗДЕСЬ!
米哈依尔

Оффлайн MBX

  • Администратор
  • *********
  • Сообщений: 10391
  • Карма: 94
.
литол не может быть прозрачным по определению. должна быть смазка однородная от светло-желтого до коричневого цвета.
если он прозрачный то это не литол, а не известно что.
Ну не совсем конечно "прозрачный"... желтоватый... но просвечивается насквозь  😉, структура полупрозрачная(какого либо "наполнителя" не видно).
 Мдя, видать "общество" вообще забывает, как выглядит качественный "продукт"

 Бердянский "АЗМОЛ" (выпуск апрель 2007)



Ну и "привет" из начала 80-х "Омскнефтеоргсинтез"...



Так что , по поводу "неизвестно что" , можно ещё поспорить, откуда в литиевой смазке появилась "молочная муть" ))))))))))))))))))))))))))

Оффлайн sanekyoo

  • Общительный
  • *********
  • не читаю, что пишу :)
  • Сообщений: 15457
  • Карма: 157
маж нашей шрб азмол или агринол.
хорошие .летом купил

Оффлайн gard

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 514
  • Карма: 1
Ребят, снял, разобрал свою рейку. Опорная втулка имеет ощутимый люфт на рейке.
Теперь вот жду когда будет шанс купить ремкомплект, сегодня звонил в магазин спрашивал. Говорят ремкомплекты в запаянной упаковке, 670 рублей. А я вот и думаю.. блин куплю, а втулка будет на рейке болтаться. Какие ремкомплекты брать не стоит (может у кого опыт есть)?

Отец еще выдвинул мысль расточить втулку и загильзовать латунью или бронзой. Только как ее зажимать, резина же помешает.
Кто что думает? =)
« Последнее редактирование: 18 Августа 2016, 18:46:04 от gard »
  • М2141-2106

Оффлайн MBX

  • Администратор
  • *********
  • Сообщений: 10391
  • Карма: 94
У нас с твоим отцом мнения сошлись.
 Ремкомплект с втулкой скорей всего будет от "Авторем"... где то уже упоминал, что нормальных втулок в них, бывает пара из десятка  😕
« Последнее редактирование: 18 Августа 2016, 20:15:27 от MBX »

Оффлайн gard

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 514
  • Карма: 1
Вот тоже кажется авторем будет.
Причем это какая-то кустарщина, покупал ремкомплект для рулевых наконечников. Контактные данные фиктивные, адреса нет...
  • М2141-2106

Оффлайн gard

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 514
  • Карма: 1
Ребята, всем привет!
Собираю рулевую рейку с расточенной и загильзованной бронзой втулкой. В этом плане все хорошо, правда пришлось повозиться с ее одеванием.

И вот пока не поставил рейку на место хочу спросить.
Антифрикционые накладки на копытцах (сухарях) из чего можно сделать?
Старые то я приклеил, да вот только одна совсем тонюсенькая зараза, а рейку пока не поставил, вот и задался вопросом, чтоб потом снимать не пришлось.
  • М2141-2106

Оффлайн MBX

  • Администратор
  • *********
  • Сообщений: 10391
  • Карма: 94
Ребята, всем привет!
Собираю рулевую рейку с расточенной и загильзованной бронзой втулкой. В этом плане все хорошо, правда пришлось повозиться с ее одеванием.

И вот пока не поставил рейку на место хочу спросить.
Антифрикционые накладки на копытцах (сухарях) из чего можно сделать?
Старые то я приклеил, да вот только одна совсем тонюсенькая зараза, а рейку пока не поставил, вот и задался вопросом, чтоб потом снимать не пришлось.
Любой антифрикционный жесткий пластик(не боящийся удара и смазки), "наш" похож на поликарбонат https://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=1858
 ... копытца можно извлечь на месте(если "что"😉
« Последнее редактирование: 22 Августа 2016, 22:08:33 от MBX »

Оффлайн gard

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 514
  • Карма: 1
Спасибо, где бы этот поликарбонат еще подрезать, с бытовых вещей )
... копытца можно извлечь на месте(если "что"😉
Там помешает вакуумник, его конечно можно снять, но к тормозному цилиндру идут стальные тормозные трубки, которые не хотелось бы гнуть, а тем более отворачивать.

Тут боюсь со втулкой бы проблема не нарисовалась еще. Токарь оставил допуск в одну сотку, втулка с усилием ходит по валу рейки, как бы она прямо со втулкой не начала в корпусе туда-сюда ходить. Вечером буду проверять.
  • М2141-2106

Оффлайн gard

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 514
  • Карма: 1
Ребята, всем привет.
Собрал рейку, на прошедших выходных поставил, но прокатиться смог только вчера.
При попытке покачать за рулевую тягу из-под капота - тишина, хотя раньше было постукивание. При повороте руля из кабины тоже вроде тишина. А при езде по кочкам все равно в руль стучит.

Подскажите это все-таки рейка или нет?
Рулевые наконечники в норме.
  • М2141-2106

Оффлайн MBX

  • Администратор
  • *********
  • Сообщений: 10391
  • Карма: 94
Ребята, всем привет.
Собрал рейку, на прошедших выходных поставил, но прокатиться смог только вчера.
При попытке покачать за рулевую тягу из-под капота - тишина, хотя раньше было постукивание. При повороте руля из кабины тоже вроде тишина. А при езде по кочкам все равно в руль стучит.

Подскажите это все-таки рейка или нет?
Рулевые наконечники в норме.
Как встало распорное кольцо опор(свободно или с натягом)? на сколько поджат регулировочный винт?(попробуй его подтянуть до появления "туговатого руля", если стук на кочках и щебенке не пропадет, значит проблема или в кардане или в новой втулке(какой зазор между рейкой и втулкой?... если туго надевалась, скорей всего не в ней причина))