...... последние 2 дня "потрачены" не зря, т.к. "зачешижопилось" с 1-м шатуном конкретно. 😉 ... "мы" же не угомонимся, пока не достигнем результата 😀
Итак, что мы имели. Шатун имел смещение крышки с стороны замков почти 0,03 мм. Размер по вертикальной оси был в районе 55,717(на два микрона вываливается из поля допуска 0.013 мм). Как уже упоминал, подбор и разворот болтов без проблем позволили поставить крышки на место на 3-м и 4-м шатуне. С этим "пошло" все по другому. На место он вставать не хотел.... никоим образом.
Будучи самым тяжелым(вывалившимся из допустимого в группе весом), попал под глобальное облегчение. Болгарка "прошлась" и по облою от ковки самого тела, по верхним и нижним бобышкам верхней головки и крышки....... Подспудно осознавая, сто скорей всего "его место в ведре", "приложился" шлифовальным кругом к крышке с большим усилием, но без глобального перегрева........ и о чудо, он встал на место. Правда "место" оказалось далеко от требуемого, шатун принял ровный по окружности размер 55,73 мм(правда на 0.015 больше чем допустимо), без конуса, эллипса(55,748 в зоне замков, данное отклонение на всех шатунах).
Помните, что 2 мая задумали его восстановить. Геннадий на даче, у меня "свербит" 😀 😀 😀 😀.
Последний раз правил 412-е шатуны еще в 80-х (более поздний шатун, имеет бобышку на крышке, сделано это для придания жесткости крышке, первозданный вариант очень "хорошо" увеличивал диаметр по оси при эксплуатации на высоких оборотах).
Ставим собранный и стянутый с требуемым моментом шатун в тиски.... и начинаем потихоньку сдавливать. Операция многократная, потихоньку, с контролем диаметра отверстия. Материал играет(ковка очень эластична, возвращается в первозданный размер без "зазрения совести". Операция с муторная, требующая контроль не только размера , но и прилагаемой силы.... короче, с осторожностью(выкинуть всегда успеем).
Добиваемся размера близкого к максимальному по полю допуска.
Изначально шатун имел такой вид смыкаемых поверхностей.
Что мы получили. По горизонтальной оси(плоскость стыка) размер близкий к верхнему полю допуска. По вертикальной оси почти 55.77(шатун ушел в овал на 0,04 мм, что и следовало ожидать).
Размыкаем шатун и начинаем потихоньку снимать с привалочных плоскостей металл. Шкурка 800, на плите, строго параллельными движениями с плотной опорой по обоим сторонам)
Обратите внимание, сначала берет крайнюю часть плоскости(плоскости загнуты внутрь, они изначально были такими) фото до деформации шатуна
Дальше, больше, равномерно и с крышки и с шатуна(равномерно по обоим деталям, чтоб не "потерять"центр), детали приобретают совершенно другую структуру поверхности
.
После первой разборки после деформации, крышка по плоскости стыка "прыгает" в минус на 0,04 мм(видимо основное усилие деформации пошло через неё).
Начинаем править по горизонтальной оси
Сколько раз пришлось за эти 2 дня собрать и разобрать шатун, я не считал.
Вот что получил на данный момент
Размеры,как видите в "минусах". Вкладыши в районе замков всегда занижены, поэтому пусть "выстаиваеться" сутки под нагрузкой, размер по любому изменится, а завтра попробуем проверить с вкладышами на самую "тонкую" шейку.
Проверим как встанут вкладыши(с каким зазором по валу). Если будет "маловато", поедем к Геннадию "на хон". 😀 😀 😀 😀 😀 😀