"Ребятки", (обращение к тем, кто берется за ремонт агрегатов в "домашних" условиях, впервые, не "наколотив шишек"😉. В данной работе помимо знаний в машиностроении, очень важна "медицина". Работа на полу, с "песком" не допустима. Постарайтесь убраться на рабочем месте и протереть поверхности. Работу проводить при закрытых воротах и дверях, если на улице ветрено(вечерние "насекомыши" как и на краску очень любят сесть на масло) . Одежду, в которой "вчера" копались в огороде использовать не стоит. Даже стиранная, но не новая, очень хорошо отбрасывает волокно(особенно заметно через какое то время на смазанных моторным маслом поверхностях)... поэтому, без резких движение. Если не работаете с чистыми, готовыми к сборке деталями, "спрячьте" их(газета, пленка, стрейч пленка).
Почему так "строго"? Если вы ещё не в курсе, присмотритесь к зазорам в сопрягаемых парах. И если мелкая песчинка оставит "не приятную" риску, то "тело" покрупней "сотворит" задир, который в ближайшее время приведет к разрушению поверхностей в сопрягаемой паре.
На верстаке видна коробка с полностью собранными поршнями, готовыми к установке в цилиндр(замотанные в стрейч, они в течении недель оставались готовыми к установке, аккуратно развернул и установил)... Здесь совершается "таинство" 😉
Для примера. Окончательная промывка продувка вала и блока. Вал опять под "попонку", пока работаем с вкладышами, "укладывая" в блок.
По поводу смазки деталей во время сборки.
Раньше, когда не было спец материалов, старались использовать густое моторное масло, чтобы не успело стечь с поверхностей до первого пуска.
На данном этапе все намного проще.
https://smazka.ru/production/smazki/-smazka-dlya-sborki-dvigatelya/ Не пытайтесь наносить пасту пальцами. Во первых, будет больше расход. Во вторых, замучаетесь очищать руки для чистой промежуточной операции. Не поленитесь зайти в аптеку(или покопайтесь в домашних заначках), 20-ти граммового шприца достаточно. У меня ушло 15 гр на всю КШГ (шприц с пастой на фото с к/валом).
Наносим "потоньше"
Проверяем степень заполнения
Добавляем "пожирней"
Контроль оптимального заполнения после установки и монтажа крышки
Установка поршневой банальна до "безобразия"(смазал поршни и кольца), поэтому "поэма" отменяется, т. к. новичок "по любому" расколет маслосъемное кольцо(особенно хрупкие "Дружба"😉 😀 (если мне доводилось их ломать,... так что аккуратней). Оправка на фото выше(на общем виде рабочего места, к сожалению с универсальной(свертываемой) работать менее удобно, но у "универсалов" по другому практически не бывает)... главное без резких телодвижений, нежно, ласково, без сильных ударов. Как, что и где совместить, придется осознать по месту.
Упаковываемся(работа в картере пока приостановлена). Приблизительно так(здесь еще не стоит 2 и 3 поршень).
Переворачиваем блок и проводим очень важную(особенно в домашних условиях) контрольную операцию по проверке параллельности пальца и оси бобышек поршня относительно оси к/вала. Мало кто может проконтролировать перпендикулярность оси пальца к вертикальной оси шатуна, так же как и отверстия бобышек в поршне. Поэтому данный замер позволяет удостовериться, что поршень стоит в гильзе без перекоса.
Вставляем щуп между гильзой и огневым пояском по оси пальца(к/вала, продольной двигателя). Если с обоих сторон плоский щуп 0,2 вошел свободно в сопряжение двух круглых поверхностей, у вас все в норме. Если с одной стороны щуп 0,15 пойдет туго, уже нужно насторожиться, при тугом прохождении 0,1, вероятней всего через какое то время столкнетесь задиром на цилиндре. Нагар на жаровом пояске контактируя с поверхностью гильзы, в режиме силового давления от перекоса при тепловом расширении, вызовет точечный перегрев поршня.... а далее по "нарастающей". 😕
......... в продолжении спора между механиками и "......", о том можно ли ехать на холодном моторе. Дам такую информацию. Непосредственно на примере моторов 3313,3318. По отношению к 412-му они стали еще более короткоходовыми. Почему по сравнению с 412-м поршнем изменилось место контроля размера поршня? Потому что поршень изменил свою "идеологию" по контактной геометрии. Поршни 1,8 выходят из гильзы в НМТ на 13,7 мм. Довольно приличная часть юбки перестала быть опорой в этом положении поршня.
Вы наверное обратили внимание, измерения поршня проводил по 3-м точкам. В холодном состоянии, пока поршень не расшириться в зоне под маслосъемным кольцом(которая в данном случае становится опорной), при приложении нагрузки получим удар при перекладке. Кто то скажет, "а как же смещение оси пальца", а никак.... это смещение рассчитано на расчетный зазор в горячем состоянии, на холодную получим "молотиловку". Обратите внимание на фото поршней в
ответе 40, максимальные задиры как раз в этом месте. Так что даже я пока не определился, что стало причиной данных задиров, масло или увеличенный зазор(к которому склоняюсь больше по причине собранной информации при дефектовке моторов с увеличенным зазором поршень-цилиндр(не только УЗАМ)).......... Так что, "ребятки",
ГРЕЕМСЯ!!! Подсборку пока "упаковали", и откатили в угол 😉