Уважаемый АЛ.НЕ! Я ТОЭ (теоретические основы эл. техники сдал с 4-ого раза.) И было это, если мне память не изменяет, лет так 40 назад.
Ну ТОЭ я тоже не с первого разу сдал( просто не повезло с преподавателем - он читал лекции академически - на уровне 2-3 курса института, на 2-м курсе техникума нужно было на пальцах объяснять/показывать)
...когда я разбираю стартёр, что недавно было кстати, я не пытаюсь теоретически обосновать его работу. Я просто отмываю его от грязи, тоже не пытаясь понять механизм растворения грязи бензином, потом осматриваю детали, меняю изношенные и собираю стартёр воедино, тоже не думая, как правильно поставить ударение. И почему то стартёр начинает работать.
Нормальная методика ремонта "гаражным кулибиным" - разобрал - посмотрел(заменил что-нибудь, иногда даже то, что исправно, ну так, на всякий случай) - собрал. Начинает работать в 50% случаях. Вот только не нужно говорить, что не было "разобрал-собрал-не работает". Классический метод - ТЫКА. а зачем разбирал? Вдруг что увижу? И чем это отличается от современных сервисмЭноФФ - не включается 3-я -заменили КПП - всё заработало!!! Оплатите стоимость новой КПП.
Ладно ,хорошо, железоагрегаты. А что творят "спецы" в электрике? Андрей (Оппосум) уже устал материться - снял ЧЯ посмотрел - повтыкал чЁ куда влезло( СЛАВА конструкторам ЧЯ-ов за их разнопиновые разъёмы - не туда не втыкнёшь, а если втыкнёшь то ничего не сгорит), так они умудряются выпавшие клеммы тыкать куда попало.
Ладно это так - лирика.
Теперь "стартер берет на себя" - классический термин отмазки гаражного кулибина, не знающего причины неисправности и не знающего как этот стартер починить. Далее обычно следует фраза: "Только замена." Иногда попытка разобрать, посмотреть на щетки(а они обычно целые) смахнуть щеткой угольную пыль, смазать что-нИть.
Что же имеется в этой истории: АКБ, пара толстых проводов, сам стартер ( в нем мотор и втягивающая катушка в которой есть хитрая медная пластина, которая замыкает две медных шпильки ). Далее всё упирается в НАПРЯЖЕНИЕ. В идеале на второй шпильке ВК( той что соединятся с медной косой идущей на щетки) должно быть напряжение относительно массы стартера - напряжение АКБ, т.к. в силовой цепи мотор стартера имеет самое большое сопротивление. И всё напряжение АКБ должно выделятся на моторе, как на нагрузке. Но тут вступают в действия всякие потери. Их 2 вида - 1 непреодолимые - на проводах( которые тоже имеют сопротивление, путь малое но!!!), соединения массы ДВС-а с корпусом стартера и т.д. 2 потери обусловленные некачественными контактами, как внутри стартер, так и снаружи. Наружные контакты легко "лечатся" путём их обслуживания - тщательная очистка от окислов, смазка спецсоставами, качественная затяжка соединительных болтов с использованием корончатых шайб. Это касается обеих ветвей силовых цепей как + так и минусовых. Иногда обламываются жилки соединительных проводов в точке заделки в клемму (любую). Особое внимание уделяется первой шпильке на ВК(та что соеденяется с (+)АКБ). В случае плохого контакта в ЛЮБОЙ точке этих цепей стартер питается уже не 12-ю вольтами, а меньше, иногда радикально меньше. Каждый "плохой" контакт - это потеря напряжения питания для стартера - это потеря оборотов и
перегрев обмоток, ведущий к их "гибели".
Теперь то что касается внутреннего содержания. Самое первое это контактная пластина ВК с контактами - обычно это классическое выгорание пятна контакта, как на пластине , так и на пятаках шпилек. На некоторое время помогает поворот шпилек на 180 град и переворачивание контактной пластины, но т.к. контактная пластина потеряла часть своих свойств из-за перегрева, процесс выгорания идёт в ускоренном темпе. Следующая точка - коса от второй шпильки до щёток. Тут только очистка,смазка и корончатая шайба с правильным моментом затяжки.
Начинка мотора - тут все соединения организованны на сварке. Коллектор ротора достаточно надежный узел, зазоры между ламелями залиты компаундом(поэтому не надо туда тыкать шилом)для плавного перехода с одной ламели на другую и минимального износа ламелей и щеток. Тут допускается некоторая шлифовка особо загрязнённого/подгоревшего коллектора шкуркой 1000/2000 для сглаживания поверхности. Если одна или несколько ламелей выгорело - это свидетельствует о гибели участка обмотки ротора, это межвитковое замыкание - или брак или перегрев стартера длительными прокрутками ДВС-а с последующим межвитковым замыканием. Такой ротор меняется полностью. Межвитковое замыкание обмоток статора заметно по изменению цвета изоляции. Инструментальное дефектовка по сопротивлению возможна только спец-Ом-метром с оч. низким пределом измерений и широкой шкалой.
Ну как-то и весь стартер.