Чтобы широкие фазы адекватно отдали мощность, нужно иметь головку не с клиновидной камерой сгорания.
Ну у УЗАМ 3317 камера сгорания долго была полусферическая, как и у УЗАМ -412, только диаметр сферы чуть больше, и клапаны, тут все кошерно должно быть! Полисферу у выпускного клапана я сглаживал и получал практически Крайслеровскую Хемисферу, чечевицеобразную-полусферическую камеру сгорания.
Однако с родными фазами это мне никак не помогло, когда стоял стоковый заводской распредвал, мотор трясло на ХХ, еле трогался с места, и только с 2500 об/мин мотор просыпался конкретно, с пробуксовкой ведущих колес на скоростях выше 60 км/ч. Что я только ни делал, и нашел карбюратор Озон Ваз 21051 с очень низовым отверстием первого диффузора, очень маленького диаметра, что-то 16-18 мм, не больше, как мне посоветовал знакомый с Хондовского сервиса. Он всегда объяснял прекрасную эластичность старых моторов Хонды именно огромной разницей в диаметрах диффузоров карбюраторов, типа 16 мм -1-я камера и 32 мм 2-я камера.
В общем, пока я не нашел низовой уфимский распредвал, не помогала моему мотору хорошая форсировка, он начинал ехать только на оборотах выше средних. Форсировал я его хорошим портингом каналов, прямо по прокладке коллекторов резал шарошками каналы, выступ втулки срезал, радиусы перегибов увеличивал, срезая алюминий, и по увеличению диаметров клапанов, на впуске 43, на выпуске 40 мм, седла поменял на большие с отверстиями 40 мм на впуске и 37 мм на выпуске, но степень сжатия уронил до 8,4 в расчете на 80-й бензин и хорошее наполнение цилиндров, и мечтой установить когда-нибудь турбонаддув. Кстати поршни диаметром 85 мм с почти плоскими днищами были облегчены до предела вместе с обработкой шатунов, на комплект 1-го поршня с шатуном и пальцем от заводского более 200 гр. сошло!
Как купил распредвал, который мне нахваливал другой мой знакомый, первым делом начал обмерять его. Профиль впускных кулачков был другой, с большим радиусом вершины, высота подъема кулачка не менялась, но полнота кулачка была на глазок побольше, то есть время-сечения открытия клапанной щели должно было быть побольше стокового.
Но вот профиль выпускных клапанов на глаз практически не изменился, только больше стал диаметр вершины кулачка.
Первая установка: по заводским меткам ГРМ распредвал встал примерно на ползуба цепи ПОСЛЕ метки ВМТ распредвала. Так рекомендовали для улучшения низового момента мотора. Низы стали великолепные, но вот после 3000 об/мин разгон сильно скис, и двигатель, который до того легко набирал 7000 об/мин по тахометру, начал упираться на 5600.
Затем повернул распредвал на ползуба цепи ДО метки распредвала, и вот тут началось валево! Еще для прикатки распредвала посоветовали распустить зазоры в клапанах, я везде отрегулировал 0,2-0,25 мм, да и ГБЦ была с новыми седлами, им то же надо было пристучаться.
Тут такое валево началось, я немного опешил! Карбюратор, который до того еле справлялся с питанием мотора (свечи были белые, а подачи бензонасоса на жаре начинало не хватать, мотор спотыкался-дергался на высоких нагрузках и оборотах) вдруг начал чернить выхлоп, максимальные обороты легко укладывали стрелку тахометра до конца шкалы, 8000 об/мин! Тяга во всех режимах нереально ровная и нарастала после 3000 об/мин, ускорение машины как в ракете, только росло.
Мы с другом начали гоняться по прямому отрезку Планетной улицы, он на мотоцикле Судзуки 450 куб., я на Алеко 2141, с места, с дымом из под ведущих колес, причем не бросая сцепление, сразу на третью передачу, на второй после первой перекрут, с третьей сразу на пятую передачу ускорение набиралось быстрее, чем через 4-ю! Я не отставал, местами выплывал вперед мотоцикла! Тогда камер не было, до конца участка успевали разогнаться до 130 км/ч и успевали оттормозиться перед кольцом у Петровского парка.
Через 20 минут таких заездов решили убежать в гараж, а то народ мог вызвать милицию, там улица Ильюшина, Черняховского, не последние люди жили.
В гараже проверил карбюратор, уровень поплавковой камеры был в норме, на первую камеру поставил вместо штатного топливного жиклера 105 самодельный, рассверленный сверлом 0,9 мм., на вторую камеру вместо 150 жиклер 162 и воздушный 190. То есть на штатной регулировке карбюратора Ваз 21051 мотор потребовал обеднения смеси на первой камере, и добавки топлива в момент открытия второй камеры карбюратора.
О чем это могло говорить? На штатном распредвале с широкой фазой впуска очень большое количество отработавших газов попадало в цилиндр, возможно от 1/4 до 1/3 цилиндра заполнялось выхлопными газами, приходилось делать более богатую настройку камер карбюратора, но мощности это не добавляло, а лишь позволяло разбавленной смеси гореть в цилиндрах. Теплонапряженность цилиндров то же была высокая, ведь свежая смесь не была такой холодной, будучи сильно разбавленной горячими выхлопными газами.
После установки уфимского распредвала с узкой фазой впуска наполнение цилиндров свежей смесью улучшилось и мотор начал выдавать феноменально высокий крутящий момент! И как раз сработали все мои ухищрения по форсировке, а тепловая нагрузка наоборот снизилась! Это сразу стало видно по поведению электровентилятора и указателя температуры. Обычно на жаре при езде под 140-150 км/ч через 5-10 минут стрелка указателя начинала убегать к красной зоне. С новыми фазами мотор стал стабилен во всем, и в температуре то же. Теперь ему стало хватать производительности штатной системы охлаждения, мне уже не приходилось на жаре включать радиатор печки!
Обычной манерой езды стало переключение КПП в порядке 1-3-5-я передачи, уже с 60 км/ч мотор прекрасно ехал на пятой скорости, как на гидротрансформаторе. Можно было трогаться и со 2-й передачи, но несколько медленнее, а когда уже пулей вылетаешь из потока, медленнее трогаться было не интересно.
Добавьте к этому идеально-ровную работу на холостом ходу, электрическую тягу мотора по педали газа, без привычных провальчиков-подхватов мотора, заметно сократившийся расход топлива, и вы поймете, почему мне все так понравилось. Затраты минимальные, ни переделки на электронную систему зажигания, ни перехода на впрыск, ни геморроя с прошивками мозгов, красота! Плюс явно увеличился срок службы свечей, ранее каждую вторую смену масла приходилось менять комплект, электроды оплавлялись, начинались заметные пропуски.