Система зажигания ДИС типа (со статическим распредлением) заинтересовала меня года 3 назад. В этом году поставил такую на свой москвич. Для тех, кто не знает, ДИС - ДвухИскровая Система - это система, довольно распространённая на впрысковых авто (в частности, рено ф3р, вазовские впрыски и многие другие), а так же устанавливаемая на москвич МПСЗ тоже является ДИС-зажиганием. Смысл её в том, что имеется 2 двухвыводные катушки, которые запитывают попарно свечи 1-4 цилиндра и 2-3. В некоторых впрысковых системах (к примеру, на вазе) используется блок зажигания, объединяющий в себе две катушки и силовые транзисторы. Это краткая теория.
ДИС-зажигание можно реализовать на любом карбюраторном автомобиле и на впрысковых системах джетроник (система зажигания не объединена с системой управления двигателем), оснащённом БСЗ или КСЗ.
Данная система не требует установки дополнительных датчиков и без серьёзных доработок. Необходимо иметь:
1. Коммутатор двухканальный(!) 951.3734, желательно производства АСТРО. Очень важно проверить маркировку. 95.3734 - одноканальный и нам не подходит! И не спутайте с двойным коммутатором - это тоже не то!
2. Две двухвыводные катушки от Волги
3. Распределитель для бесконтактного зажигания. Можно брать с дефектной крышкой, бегунком и пр - они нам больше не понадобятся. Главное датчик холла, вакуумный регулятор и центробежная система изменения угла.
4. Жгут проводов от БСЗ для перепайки
5. Лист электротехнической стали небольшого размера
Для начала разбираем распределитель(трамблёр) и демонтируем шторку датчика Холла. По её подобию изготавливаем свою шторку из электротехнической стали но с двумя прорезями расположенными диаметрально противоположно (180 градусов друг от друга) с угловой длиной - 90 градусов. Доработка контактного распредлителя не рассматрвиается, но не исключается. Распределитель собирается с новой шторкой.
Далее паяется жгут по схеме
D1 - стабилизатор напряжения 142ЕН5Б или аналогичный, расчитанный на напругу не менее 20В (с запасом). В магазинах радиодеталей можно выбрать по каталогу, если указанного нет в наличии. При компактной спайке конденсатора и стабилизатора их возможно расположить под грязезащитном резиновом колпаке на фишке к коммутатору.
Затем всё устанавливается на автомобиль. ВВ Провода подсоединяем: к катушке1 на 1 и 4 цилиндр, к катушке2 на 2 и 3 цилиндры. Если всё собрано правильно, остаётся только отрегулировать зажигание. Возможно, машина не будет заводиться - тогда следует поменять местами управляющие провода на катушках (поменять местами каналы).
По моим наблюдениям и наблюдениям знакомых с такой системой:
1. Возрастает момент на низах
2. Уменьшается токсичность выхлопа
3. Более мощная искра позволяет увеличить межискровой зазор, улучшает горение смеси.
4. Система распределения не содержит механических и подвижных деталей (кроме датчика Холла, но там собственно ломаться особо нечему), что повышает надёжность системы в целом.
Крепление коммутатора абсолютно аналогично креплению обычного одноканального коммутатора. Крепление катушек - каждый придумывает как ему удобней, лучше... Можно установить их как при МПСЗ. Я сделал свой кронштейн из оцинкованного железа (кровельного) и посадил его на шпильки, прикрученные к площадке для аккумулятора. Таким образом, кроншейн выполняет две функции - держит катушки зажигания и является при этом удерживающим устройством для аккумулятора. Единственный минус - катушки упираются в фару (моя недоработка, не расчитал размеры).
Система отходила с весны этого года без единого нарекания.
ЗЫ: интересно смотреть реакцию соседей по гаражу или просто мужиков, когда видят непонятные штуки на аккуме, дополнительные провода.. а главное - отсутствие ВВ проводов на распределителе 😁 Крышку на нём оставил в целях защиты датчика Холла от грязи и воды.