Автор Тема: ДИС-зажигание  (Прочитано 55087 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

DimoN_A&D

  • Гость
ДИС-зажигание
« : 31 Октября 2008, 19:49:16 »
Система зажигания ДИС типа (со статическим распредлением) заинтересовала меня года 3 назад. В этом году поставил такую на свой москвич. Для тех, кто не знает, ДИС - ДвухИскровая Система - это система, довольно распространённая на впрысковых авто (в частности, рено ф3р, вазовские впрыски и многие другие), а так же устанавливаемая на москвич МПСЗ тоже является ДИС-зажиганием. Смысл её в том, что имеется 2 двухвыводные катушки, которые запитывают попарно свечи 1-4 цилиндра и 2-3. В некоторых впрысковых системах (к примеру, на вазе) используется блок зажигания, объединяющий в себе две катушки и силовые транзисторы. Это краткая теория.
ДИС-зажигание можно реализовать на любом карбюраторном автомобиле и на впрысковых системах джетроник (система зажигания не объединена с системой управления двигателем), оснащённом БСЗ или КСЗ.
Данная система не требует установки дополнительных датчиков и без серьёзных доработок. Необходимо иметь:
1. Коммутатор двухканальный(!) 951.3734, желательно производства АСТРО. Очень важно проверить маркировку. 95.3734 - одноканальный и нам не подходит! И не спутайте с двойным коммутатором - это тоже не то!
2. Две двухвыводные катушки от Волги
3. Распределитель для бесконтактного зажигания. Можно брать с дефектной крышкой, бегунком и пр - они нам больше не понадобятся. Главное датчик холла, вакуумный регулятор и центробежная система изменения угла.
4. Жгут проводов от БСЗ для перепайки
5. Лист электротехнической стали небольшого размера

Для начала разбираем распределитель(трамблёр) и демонтируем шторку датчика Холла. По её подобию изготавливаем свою шторку из электротехнической стали но с двумя прорезями расположенными диаметрально противоположно (180 градусов друг от друга) с угловой длиной - 90 градусов. Доработка контактного распредлителя не рассматрвиается, но не исключается. Распределитель собирается с новой шторкой.
Далее паяется жгут по схеме
D1 - стабилизатор напряжения 142ЕН5Б или аналогичный, расчитанный на напругу не менее 20В (с запасом). В магазинах радиодеталей можно выбрать по каталогу, если указанного нет в наличии. При компактной спайке конденсатора и стабилизатора их возможно расположить под грязезащитном резиновом колпаке на фишке к коммутатору.
Затем всё устанавливается на автомобиль. ВВ Провода подсоединяем: к катушке1 на 1 и 4 цилиндр, к катушке2 на 2 и 3 цилиндры. Если всё собрано правильно, остаётся только отрегулировать зажигание. Возможно, машина не будет заводиться - тогда следует поменять местами управляющие провода на катушках (поменять местами каналы).
По моим наблюдениям и наблюдениям знакомых с такой системой:
1. Возрастает момент на низах
2. Уменьшается токсичность выхлопа
3. Более мощная искра позволяет увеличить межискровой зазор, улучшает горение смеси.
4. Система распределения не содержит механических и подвижных деталей (кроме датчика Холла, но там собственно ломаться особо нечему), что повышает надёжность системы в целом.

Крепление коммутатора абсолютно аналогично креплению обычного одноканального коммутатора. Крепление катушек - каждый придумывает как ему удобней, лучше... Можно установить их как при МПСЗ. Я сделал свой кронштейн из оцинкованного железа (кровельного) и посадил его на шпильки, прикрученные к площадке для аккумулятора. Таким образом, кроншейн выполняет две функции - держит катушки зажигания и является при этом удерживающим устройством для аккумулятора. Единственный минус - катушки упираются в фару (моя недоработка, не расчитал размеры).

Система отходила с весны этого года без единого нарекания.

ЗЫ: интересно смотреть реакцию соседей по гаражу или просто мужиков, когда видят непонятные штуки на аккуме, дополнительные провода.. а главное - отсутствие ВВ проводов на распределителе 😁 Крышку на нём оставил в целях защиты датчика Холла от грязи и воды.

Оффлайн Beavis

  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 1265
  • Карма: 12
ДИС-зажигание
« Ответ #1 : 31 Октября 2008, 20:29:56 »
Идея интересная , только заморочек много!
м 21412 (1989г.в.) + м 214122 (2000г.в.) + м 214122 (1999г.в.)

kaded

  • Гость
ДИС-зажигание
« Ответ #2 : 31 Октября 2008, 20:52:46 »
мпсз всётаки получше я думаю будет

DimoN_A&D

  • Гость
ДИС-зажигание
« Ответ #3 : 31 Октября 2008, 21:11:58 »
Заморочек на самом деле не много, просто много букв получилось. Сделать за пару часов можно без проблем и трудностей.

С МПСЗ если честно не знаком, но думаю, этот вариант будет дешевле да и с запчастями проблем нет, а вот детали на МПСЗ у меня в городе к примеру не бывают, только если на заказ или самому в Москву ехать(благо не далеко). Сравнить показатели тоже не могу. Но на сколько я представляю себе МПСЗ, разницы большой нет. Только система корректировки угла в зависмости от разряжения в коллекторе и оборотов двигателя осуществляется электроникой, в отличие от механической корректировки на системе, как у меня.

На всякий случай вожу в багажнике комплект БСЗ обычного, в случае сбоя (тьфу-тьфу-тьфу) за 10..15 минут можно перейти на старую систему. Но, как уже писалось, ни одного сбоя не было.

Оффлайн Beavis

  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 1265
  • Карма: 12
ДИС-зажигание
« Ответ #4 : 31 Октября 2008, 21:34:55 »
А как шторку делал?
м 21412 (1989г.в.) + м 214122 (2000г.в.) + м 214122 (1999г.в.)

Оффлайн Maverik

  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 68
  • Карма: 0
ДИС-зажигание
« Ответ #5 : 31 Октября 2008, 21:37:24 »
Лист электротехнической стали небольшого размера - что эт такое ?
Сам заморачиваюсь такой хренью. Но шторку хочу делать доработкой стандартной.
2141-00, солекс 22х24,

Оффлайн Beavis

  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 1265
  • Карма: 12
ДИС-зажигание
« Ответ #6 : 31 Октября 2008, 21:44:44 »
Цитата: "Maverik"
Лист электротехнической стали небольшого размера - что эт такое ?
Сам заморачиваюсь такой хренью. Но шторку хочу делать доработкой стандартной.
Электротехническая вроде на сердечники трансформаторов идёт!
м 21412 (1989г.в.) + м 214122 (2000г.в.) + м 214122 (1999г.в.)

DimoN_A&D

  • Гость
ДИС-зажигание
« Ответ #7 : 31 Октября 2008, 21:56:21 »
Шторка выпиливается в виде круга с крыльями, крылья загибаются. Чтобы крылья после загибания приняли форму "тела вращения" делаются необходимые надрезы у основания. Главное, чтобы при вращении не задевало внутренние поверхности датчика Холла.
Другой вариант - найти "цилиндр с донцем" из подходящего материала и сделать вырезы - окна шторки.
Ещё вариант - сделать ушки из электротехнической стали, а потом любым доступным способом прикрепить к диску из уже любой стали.

Maverik, тоже думал над этим. Но показалось неоправданной задумкой. Проще наверное изготовить новую.

Оффлайн AZLK

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 773
  • Карма: 6
ДИС-зажигание
« Ответ #8 : 31 Октября 2008, 23:38:17 »
Впервые слышу о таком зажигании, интересно стало  🍺
DimoN_A&😁 скинь фото, как там у тебя все устроено.

А вот по поводу "косы", можно ведь и самому сделать из проводов. (среднего сечения).
ТАХ - это тахометр?
Мой автомобиль М-21412 331.10 Солекс 21053 РВ 38

Оффлайн Maverik

  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 68
  • Карма: 0
ДИС-зажигание
« Ответ #9 : 31 Октября 2008, 23:40:05 »
может донышкр банки из под пива туда примострячить.  Буду думать.
DimoN_A&😁, а фоток нету твоей готовой шторки ?
2141-00, солекс 22х24,

DimoN_A&D

  • Гость
ДИС-зажигание
« Ответ #10 : 01 Ноября 2008, 00:17:28 »
AZLK, ТАХ - тахометр. Только у меня он почему-то не работает. Походу коммутатор косячит. Посему временно подключил тахмоетр к одному из управляющих проводов - кажет в два раза меньше оборотов. Всё руки не дойдут приделать тахометр через диоды к обоим каналам. В принципе - не проблема!

Maverik, банка из под пива не подойдёт - алюминий не создаст экрана магнитному полю датчика Холла.

Фотки будут, но чуть позже. Фото моей шторки нет к сожалению, есть  "левые" картинки.

Оффлайн v_caspian

  • Адепт москвича
  • ******
  • Сообщений: 1621
  • Карма: 10
ДИС-зажигание
« Ответ #11 : 01 Ноября 2008, 02:30:21 »
Чтобы считать сигнал для тахометра надо спаять два диода "навстречу"- спаянные контакты соединяем с тахометром, а "входы"- с катушками



только я вот чего не понял. У меня стояла "двухкатушечная" система на Тазомоторе- её сделал еще прошлый хозяин. И в моем варианте в распределителе была стандартная шторка, но было 2 перпендикулярных датчика холла. Соответственно было и 2 коммутатора (обычных). Тут все ясно. А как в вашей системе комутатор выбирает на какую катушку давать импульс?
выездной автомастер- https://forum.azlk-team.ru/index.php?topic=77604.0

2141-01 `92 дв. 2106, ГБО;
2141-22 `93 дв. 331, Микас 7.1, ГБО;
2217 барбухайка `00 дв.406.3, ГБО

Оффлайн Petrowich

  • Местный
  • *****
  • Сообщений: 1135
  • Карма: 17
ДИС-зажигание
« Ответ #12 : 01 Ноября 2008, 03:00:41 »
Цитата: "v_caspian"
Чтобы считать сигнал для тахометра надо спаять два диода "навстречу"- спаянные контакты соединяем с тахометром, а "входы"- с катушками



только я вот чего не понял. У меня стояла "двухкатушечная" система на Тазомоторе- её сделал еще прошлый хозяин. И в моем варианте в распределителе была стандартная шторка, но было 2 перпендикулярных датчика холла. Соответственно было и 2 коммутатора (обычных). Тут все ясно. А как в вашей системе комутатор выбирает на какую катушку давать импульс?
Ты сам понял выше цит.
?
С 2013го на элантре j3 хэтчбек.

Оффлайн Mad T

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 329
  • Карма: 0
ДИС-зажигание
« Ответ #13 : 01 Ноября 2008, 06:58:46 »
Ну, судя по фоткам-легче доработать все же штатную шторку, удалив ненужные лепестки.
М2141, ВАЗ 1,6л., Lucas, БСЗ, 1998г.

DimoN_A&D

  • Гость
ДИС-зажигание
« Ответ #14 : 01 Ноября 2008, 08:15:31 »
v_caspian, да, именно по такой схеме тахометр я и собираюсь подключать. Только руки не доходят 😀
В данной схеме коммутатор двухканальный. Если не ошибаюсь, работает он так: когда сигнал с датчика Холла меняется на противоположный, коммутатор переключает канал. В остальном принцип работы схож с обычным коммутатором. Посему может возникнуть ситуация, что коммутатор после первоначальной установки даст сигнал на другую катушку. Тогда просто необходимо поменять управляющие провода местами.

Mad T, если просто удалить лепестки "лишние", не получится правильных угловых длин. каждый экран будет меньше 90 градусов, а если быть точнее - 45 градусов. А окна получатся по 135 градусов. То есть придётся надращивать экраны.

Оффлайн Mad T

  • Бывалый
  • ***
  • Сообщений: 329
  • Карма: 0
ДИС-зажигание
« Ответ #15 : 01 Ноября 2008, 08:23:26 »
Точно, с утра просто не разглядел. А вообще интересная вещь, попробую может в ближайшем будущем)
М2141, ВАЗ 1,6л., Lucas, БСЗ, 1998г.

Оффлайн Basil

  • A-T-R
  • *********
  • Сообщений: 5536
  • Карма: 45
ДИС-зажигание
« Ответ #16 : 01 Ноября 2008, 10:40:54 »
Читал статью по переделки трамблера в датчик положения коленвала. Дак вот там очень инетерсная и простая идея. На штатную шторку просто надевается кольцо из жести (от банки кофе) и фиксируется клеем/болтиками (главное чтобы в датчик холла пролезло), затем в жести вырезаются прорези в тех местах где надо (там одна прорезь нужна, а тут две), края загибаются с зацепкой за основной металл. В случае чего жесть демонтируется и обычный трамблер восстанавливается.

Оффлайн v_caspian

  • Адепт москвича
  • ******
  • Сообщений: 1621
  • Карма: 10
ДИС-зажигание
« Ответ #17 : 01 Ноября 2008, 10:51:13 »
Блин, сам забыл- у меня стояли 2 датчика холла и доработанная шторка- в ней были вырезаны 2 "зуба", расположенных напротив, т.е. почти такая, как у Вас.

Цитировать
В данной схеме коммутатор двухканальный. Если не ошибаюсь, работает он так: когда сигнал с датчика Холла меняется на противоположный, коммутатор переключает канал. В остальном принцип работы схож с обычным коммутатором. Посему может возникнуть ситуация, что коммутатор после первоначальной установки даст сигнал на другую катушку. Тогда просто необходимо поменять управляющие провода местами.


Но все равно- ведь зубцы у шторки одинаковые, может там есть еще что-то? Т.к.  коммутатор, какой бы он не был, должен понять, что "вот этот импульс относится к 1(2) катушке".  Например как в МПСЗ- есть импульсы "начала отсчета".
Представьте ситуацию- машину заводят, включили зажигание, двигатель находится в положении, когда вспышка должна произойти в 3 цилиндре (условно). Т.е. коммутатор должен подать импульс на 2 катушку. Как он это определяет? (ведь зубцы у шторки одинаковые)

То что стояло у меня описано здесь
https://seriykunak.narod.ru/avto.files/begun.html

Вот здесь https://www.pajero4x4.ru/ssfaq/ упоминается про нечто похожее на ваш вариант, но здесь прямо говорится, что экрану придается какая-то особая форма (т.е. шторки не одинаковые, по этому признаку коммутатор и различает сигналы).
Вы этот экран сами делали?
выездной автомастер- https://forum.azlk-team.ru/index.php?topic=77604.0

2141-01 `92 дв. 2106, ГБО;
2141-22 `93 дв. 331, Микас 7.1, ГБО;
2217 барбухайка `00 дв.406.3, ГБО

DimoN_A&D

  • Гость
ДИС-зажигание
« Ответ #18 : 01 Ноября 2008, 11:09:28 »
Так всё просто. Если сигнал меняется с логического "0" на логическую "1" - первая катушка. Наоборот - вторая 😀
Цитировать
Читал статью по переделки трамблера в датчик положения коленвала.
Странная переделка. Датчик холла и датчик положения коленвала даже по разным принципам работают и сигнал с них разный. Оч странно.

Оффлайн Тимур

  • Живу я здесь
  • *********
  • Сообщений: 8670
  • Карма: 168
ДИС-зажигание
« Ответ #19 : 01 Ноября 2008, 11:18:15 »
Цитата: "DimoN_A&😁"
Так всё просто. Если сигнал меняется с логического "0" на логическую "1" - первая катушка. Наоборот - вторая 😀
Цитировать
Читал статью по переделки трамблера в датчик положения коленвала.
Странная переделка. Датчик холла и датчик положения коленвала даже по разным принципам работают и сигнал с них разный. Оч странно.
сигнал может и разный.... не спорю... но вот принцип у них один "эффект Холла" ... собственно...