Как правило, ёмкостью для хранения масла является полость поддона картера, который через герметизирующую прокладку крепится к блоку цилиндров. На крупных двигателях имеются наружные указатели уровня масла. У двигателей обычных грузовых и легковых автомобилей используется щуп с отметками. У наиболее современных автомобилей контроль уровня масла осуществляется датчиком. Картер двигателя имеет вентиляцию, что необходимо для поддержания давления газов в картере, близкого к атмосферному. Картерные газы удаляются через эту систему, во всасывающий фильтр и таким образом способствует подогреву поступающего в фильтр наружного воздуха.
В плоскости воздушного фильтра во время работы двигателя создаётся небольшое разряжение, которое способствует отсосу картерных газов, образующихся в результате прорыва газов через поршневое уплотнение. Вместе с картерными газами в полости картера имеется масляная аэрозоль, образующаяся при ударах нижних крышек шатунов по поверхности масла.
Эта аэрозоль участвует в смазке гильз цилиндра и механизма распределителя зажигания, цепи или шестерён механизма газораспределения. Вместе с кратерными газами аэрозоль устремляется в сапун, соединённый с всасывающим фильтром.
Для отделения аэрозоли от газов в сапуне устанавливаются маслоотбойники различных типов. Их действие основано на многократном изменении направления движения потока, при котором частицы аэрозоли оседают на стенках отделителя и стекают назад в картер.
Так что систем сапуна нужна, но при сильном износе двигателя (когда с сапуна дымит как с выхлопной) чаще всего сапун выводят под двигатель, то есть минуют фильтр карба и отпускают под двигатель (чтоб эмульсия выделяющаяся в месте с газами не попадала в карб и не засоряла его)