состояние проверяется так , первое выкручиваешь свечки смотришь на их состояние масло на резьбе нагар и тд , далее как уже говорилось проверить грм и ролики , далее уровень масла проверь и какого цвета масло , ож уровень , запусти мотор посмотри на хх дергается или нет обороты прыгают или нет хх ержит или нет , как токо завёл подойди к выхлопной и смотри будет ли по началу идти чуть сизый дым ( говорит об износе маслосьёмных колпачков) , потом прогревай смотри как прогревается и за какое время ( говорит о работе термостата и всей охлаждающей системе , как включиться вентилятор проверь по приборке на какой температуре он включился по приборке это 2мм до красной зоны , как прогреешься погазуй посмотри идёт ли сизый дым , потом подержи обороты выше 4 тыков и опять такеи посмотри не идёт ли сизый дым , проверь всю выхлопную на дырки , когда газуешь то провалов быть не должно если есть то либо бензин г ,либо бензонасос накрывается , потом заглуши попробуй на горячую завести норм ли заводиться , потом заглуши выкрути свечи отключи катушки вкрути манометр ( именно манометр с резьбой покупай тот что держать надо это чушь) и проверь в каждом цилиндре компрессию , можно ещё долго продолжать что можно посмотреть и поглядеть)