Немного о законах физики при движении автомобиля:
1) Мощность - это затраченая энергия помноженная на расстояние! Влияет на движение без ускорения, т.е. мощность потраченная на сопротивение ветра+трение узлов авто и дороги+подъем-спуск = мощность двигателя.
2) Крутящий момент - это сила деленная на радиус (плечо)! Влияет на ускорение автомобиля! Однако, для автомобиля эта величина косвенная: ускорение происходит за счет силы, которая передается с двигателя через коробку на колеса и приложена к дороге. Т.е. сила = момент/плечо. Плечо - радиус колеса*коэффициент отношения оборотов колеса к оборотам двигателя после передаточных чисел разное при разных включеных скоростях (для 1 скорости он такой-то, для 2 он больше(!!!), для 3 еще больше, и т.д.). И поэтому при разных включенных скоростях сила будет разная (например, при 2000 об/мин на 1- 300 Н (Ньютон), на 2 - 200, на 3 - 150, на 4 - 100, на 5 - 80). Однако помимо этого из этой полученой силы надо отнять силы сопротивение ветра+трение узлов авто и дороги+подъем-спуск (чем выше скорость, тем она больше в частности из-за ветра, причем в кубе!!! А подъемы от скорости в линейной зависимости) Ну, конечно, подъем спуск влияют, но будем рассматривать прямолинейное движение. Т.е. (для примера выше) при 2000 об/мин останется на 1- 298 Н (Ньютон), на 2 - 190, на 3 - 130, на 4 - 60, на 5 - 20(!). А для 3000 об/мин останется на 1- 420 Н (Ньютон), на 2 - 320, на 3 - 250, на 4 - 150, на 5 - 100(!). При других оборотах двигателя, передаточных чисел и радиусу колеса будут другие значения.
3) Расход рабочей смеси - это объем смеси, проходящий на впуске двигателя за единицу времени. Т.е. при объеме двиг. 1500 куб.см и оборотах 1000 об/мин расход равен 25литров/сек (без учета сопротивления карба, коллектора, клапанов и т.д.). Однако, и этот параметр, хоть и важный при расходе топлива, все же его дополняет качество рабочей смеси. Вот! Зная расход рабочей смеси и количество бензина в смеси (качество рабочей смеси, чем больше, тем больше, не надо объяснять), можно посчитать расход бензина на единицу времени. Расход бензина зависит от оборотов двигателя (чем больше смеси проходит, тем больше расход) и качества (газанул - качество увеличилось, отпустил - уменьшилось, держишь на одном месте - устаканилось), которое зависит от нагрузки на двигатель и ваших действий на него (газовать, отпускать).
Из всего сказанного делаем выводы:
1) Мощность важна для поддержания движения!!! Двигатель 60 кВт не сможет ехать на скорости 200 км/ч, если сопротивление воздуха и другого, скажем 62 кВт, скорость будет падать.
2) Крутящий момент важен для ускорения!!! В примере видно, что ускорение будет больше на низших передачах и на оборотах, согласно графика. А на 2000 и 5 передаче ускоряться почти на будет. Если обороты на 1000 на 5 передаче, то "остаточный" момент будет отрицательный - машина будет не разгоняться, а останавливаться 😕. Что и сами знаете по опыту. Тоже самое при подъемах, например, не 2000 об/мин на 3 передаче едет, на 2000 на 4 неможет, потому что момента, и мощности не хватает. А на первой еще и вторую машину на подъем вытянет (правда это уже к мощности относится).
3) Расход бензина зависит от оборотов двигателя! Кто-то там на многочисленных страницах писал, что ездить на определенных оборотах, соответсвующим максимальному моменту выгодно - ЧУШЬ. Для каждого режима работы - разный оптимальный расход топлива. Влияют: Какая скорость включена, масса авто(+груз), воздушное сопротивление+встречный ветер, подъем/спуск, газуешь/негазуешь, трение о дорогу/асфальт/грунт/снег/грязь-по-днище и другие факторы, в т.ч. от водителя. Возьмем, например, ХХ - он выгоден именно расходом топлива на минимальных оборотах устойчивой работы двигателя. Никто ХХ на 3500 для москвича и др машин не выставляет - бензин в трубу (объем смеси топлива). Или едешь например на 1,5 москвиче 100 км/ч на 5 передаче спокойно (мощность). Захотел быстрее - разгоняться (момент, на 5 передаче при 2000 будет 20Н(!!!) - я там специально так показал) до 130 на ней будешь дооолго (а газа-то добавил - бензин полетел - качество смеси), выгоднее перключиться на 4 (момент, на 4 передаче при 3000 будет 150Н(!!!) - в семь раз больше), разогнаться до определенной скорости (и вот тут-то и говорят чувствовать машину, скажем 120(это оптимальный режим, соответствущий угасающему моменту на 4 передачи с увеличением оборотов после равному максимальному значению и подъемом момента на 5 передаче для этой скорости), и переключиться на 5 (момент, при 120км/ч будет уже 80Н - уже лучше). Догоняем скорость до 130 - и едеееем спокойно (расход смеси*низкое качество=низкий расход)!!!
А теперь подведем итог:
1) На оптимальных мощности, оборотах, а также скорости и включенной передаче - оптимальный расход топлива.
2) При оборотах, близких к максимальному моменту (в начале форума по графику - 3000-3500 об/мин) - отпимальное ускорение.
3) Т.е. хотите сэкономить топливо - ездьте ровно, хотите гонять - 3000-3500 об/мин и больше(но тогда расход будет больше).