Фото будет немного, так как фотографироваться из нас особо никто не любит, просто любим наслаждаться красотами зрительно.
В 2009 году уже ездил в Сочи на этой же машине (Москвич реногор). В Машине, конечно, много что изменилось, но основное: свет - теперь стоят модули (светят ГОРАЗДО лучше штатной хеллы), подвеска - кони и сс-20 квин (каяба и ШС просто отдыхают).
Дорога до Джубги в большинстве своем очень хорошая и средняя скорость пути была 100км (по навигатору, учитывая участки с ремонтами, где скорость 40 и ты едешь в колонне фур), максимальная по навигатору 175.4 (в машине 3 пассажира и багажник барахла). Средняя по всему маршруту 70 (это из-за Сочи), а общий пробег составил 4165км. Из поломок - на второй день отдыха в Абхазии перегорела лампа в ПТФ, но был куплен маяк H1, и неисправность была устранена.
За всю дорогу очень хорошо показал себя купленный для поездки радар-детектор Whistler PRO 68se. Не срабатывает на лазерные радары, но даже с этим его недостатком нас ни разу не остановили на дороге.
Выезд из Ногинска состоялся в 4 утра, остановились под
ростовом в мотеле и отдали за 3х местный номер 1000р. Удобства на этаже, но все в нормальном состоянии, машина стоит во дворе, окна тоже во двор и дорогу не слышно, но средство от комаров просто жизненно необходимо)))) рядом есть Ашан, где мы пополнили запасы провизии. Оттуда двинули тоже в 4 утра, в Сочи были где-то в 13. Еще раз убедился, что серпантин лучше проезжать ночью, когда машин меньше и можно обгонять, не глядя на разметку.
В самом сочи на машине полная ЖОПА!!! Если кто не был, то в центр на машине вообще лучше не ехать. Большинство дорог убито в хлам и это одна большая стройка - немерено грузовиков и куда-то доехать (а мы ездили на пляж, дорога на который в 2009 году занимала 20 минут максимум, в этот раз это минимум 40-50 минут) очень проблематично и для подвески плачевно (дорога на Мзы в Абхазии и то местами лучше, а туда на уазиках ездят, об этом позже).
В целом в Сочи до финальной стадии стойки лучше не соваться, если вы любите отдых сел и поехал, потому что дорога до места осмотра может занять больше времени, чем сам осмотр объекта. В Поляне тоже разочаровался, потому что Аибга была закрыта (снова стройка), а рядом горная карусель всего на 1200 метров (Аибга 2238, кажется), но самое главное - на Аибге можно было уйти погулять по горам, а здесь 50 метров на вершине и беседка, дальше - сетка и охранники.
Пасть Дракона тоже закрыта - снова стройка. Если приехали в Сочи на машине, то просто подходите к любой палатке с экскурсиями, записываете что больше понравилось (или обводите в бамажке, которую они дадут), вбиваете в навигатор и вперед! Там много мест, которые доставят удовольствие.
Сочи был промежуточным пунктом, где мы пробыли 3 дня (останавливались у бабушки друга), а конечная цель - Абхазия. Был там на экскурсии в 2008 году (в 6 утра уезжаешь и в час ночи приезжаешь в Сочи), так как безумно понравилось, то захотелось на машине, в 2009 не попал туда - границу закрыли, и вот теперь - удалось!
Пересечение границы заняло минут 40: очереди из машин не было и 35 минут я ждал пока пройду границы пассажиры, так как их нужно высаживать и они проходят границу пешком, тоже самое делают и те, кого везут на экскурсию в Абхазию автобусом (а в 08 году мы даже из автобуса не выходили - просто паспорта отдали и ждали минут 30 внутри салона с кондеем). Пересечение границы дело затратное, потому что нужно платить, а сколько нигде у них не написано. И говорят цифры с потолка вообще, в одно окно какая-то страховка за человека: говорит по 250, но мы дали 500 за троих. В следующее окно что-то вроде ОСАГО, которое стоит 500р (в полисе написано), но просит 700р. Отдал 700р, беру полис, смотрю написано 500, на вопрос почему 700, говорит, что 500 за машину и 200 за Вас. Я говорю, что «за Вас» я в предыдущее окно заплатил, тот улыбнулся и 200 вернул. В третье окно еще 150 за временное разрешение на авто, его печатают. ОСАГО он заполнил так, что даже я не разобрал, хотя там мои данные написаны.
В самой Абхазии по сути две дороги, первая - вдоль побережья от границы до города Сухум (дальше не ездил, хотя там есть какой-то заповедник с большим озером, оставили на следующий раз), вторая - до Риццы и выше. Указателей мало, но достаточно для того, чтобы не заблудиться, а если и заблудитесь, то местное население ОЧЕНЬ дружелюбное и все подскажет. Хотя заметили одну особенность: могут сказать, что здесь 5 минут ехать, а там минимум минут 30 (и то если топить), либо 5 минут идти, а там все 25 быстрым шагом. Мы останавливались недалеко от Пицунды в частном секторе за 300р с человека, на машине до Пицунды минут 10-15 (со слов хозяина жилья Адо – 5 минут, пешком до моря минут 10-15).
Знака отмена ограничения скорости у них вообще НИ РАЗУ не видел. На дороге вроде бы разрешенная 90, потом хренак знак 50 или 30 и гаишник с радаром в засаде, а штрафы там покруче наших: превышение до 30 км/ч от 600 до 1800, дальше не помню точно, но дорого. Два раза тормозили за скорость. Первый раз на посту после Пицунды (до поста за пару км есть знак 40 и зебра, въехал я быстровато: 71, как сказали, вот здесь и был лазерный радар). На посту тормозят, говорят что стоит гражданский зеленый мерседес и там фотку можно посмотреть, если хочу – он там реально стоял, когда обратно ехал посмотрел, тонирован был вглухую с открытым окном и в нем сидит «оператор», еще видел УАЗик такой же, практикуют они это дело. Договорился так, что просто отпустили – без штрафа. Второй раз тормознули когда ехали из Сухума, в горах знак 50, ехал 73. Радар типа фен, не стал тратить время (они забирают права и дают временное разрешение за любой штраф, пока не оплатишь, когда оплатишь, приносишь квиток и выдают права), просто отдал 300р и поехал дальше.
Дороги в целом нормальные, но бывают жесткие подставы в качестве покрытия: плавные переходы с разницей см в 50, где вообще можно испытать чуть ли не свободный полет (что мы и делали, тестируя подвеску – пробоев не было). На хорошем асфальте местные летают ппц, обгоны через сплошную для них норма. На плохой дороге большинство из них едут очень медленно, для меня же лучше ехать быстрее – ямы не так сильно чувствуются, вот и ехали в основном так, что на хорошей меня обгоняют, на плохой я.
Теперь о том, что видели и что стоит посмотреть (не по убывающей, а просто перечисление):
1.
Новоафонские пещеры. Был так во время экскурсии еще в 2008, но с удовольствием сходил еще раз. Там действительно очень красиво, температура внутри градусов 14, поэтому лучше одеться (спортивный костюм самое то).
2.
Крепость Анакопия на Иверской (она же Анакопийская) Горе. Оттуда красивые виды, хоть и идти туда нужно в гору минут 30.
3. Окрестности Нового Афтона: Монастырь, водопады, железная дорога, озера и прочее-прочее.
4.
Озеро Рица. Тоже был там, но в этот раз мы были на машине. Въезд на дорогу к Рицце 250р. По пути на озеро будет Голубое озеро, водопад Мужские слезы, где стоит
машинка, говорят, что та самая. Если объехать озеро с другой стороны, то будет развилка (наверх будет указатель источник 16 км, вниз на госдачу). Так вот на Сталинскую дачу ОЧЕНЬ советую поехать! Экскурсия по ней стоит 100р, там внутри все очень аскетично даже для 60х годов. Почему советую посетить дачу, потому что можно прокатиться на сталинском катере за 1500 (мы договорились за 1200, точнее какая-то бабуля-турист, с которой мы смотрели дачу, получилось 1200 на 7 человек). Прокатили по всему озеру (минут 15), виды там просто нереально красивые! Можно залезть на нос катера на ходу или порулить им.
5.
Озеро Мзы. Вот это самое КРУТОЕ из всего, что видел. На развилке, где указатель на Источник идет дорога в гору (очень жесткий серпантин). Дорога просто ЖЕСТЬ. Туда возят туристов на УАЗиках, но мы же на Москвиче! Доехали отлично, хотя и чирканули пару раз балкой, потому что частенько попадались места, где тек ручей нехилых размеров ПОПЕРЕК дороги. Да и вообще дорога очень сильно размыта. Местами ручьи текут вдоль дороги или по самой дороге. Ям немеряно, но ни одного пробоя. Вообще подвеской ОЧЕНЬ доволен! По пути следования виды ПОТРЯСАЮЩИЕ! Видно озеро Рица сверху. И
голову великана. Проехав 16 км, мы видим источник – ничего выдающегося, я бы даже сказал надуманная «достопримечательность». Проезжаем еще чуть-чуть после источника, и дорога кончается – Альпийские луга. Лет 5 назад там смыло мост и теперь там тупик для машин, хотя некоторые УАЗики переезжают речку вброд. Там дежурят пограничники, но все равно машину лучше не бросать без присмотра просто так, а пообщаться с местными. Много раз ребята из Сочи говорили, что бьют стекла и тырят все из авто. Местные в Абхазии тоже говорят, что лучше не оставлять авто просто так, да еще с чем-то внутри. Местные ДПС-ники тоже самое говорят. Теперь к озеру Мзы. Там, где кончается дорога для авто, начинается тропа в гору. Мы думали пешком, но там были лошади! 2500 за троих и мы едем верхом, перешли в самом начале речку вброд, сидя верхом на лошади. Брод такой, что ноги мокрые по колено остались, как ты их не поднимай. Часа два по горам в седле (хотя один раз слезали, так как очень крутой подъем) и мы у озера – эту красоту не передаст никакое фото! А ощущения, когда ты скачешь на лошади галопом уж тем более! Проводник сказал, что еще неделю до нас там все озеро было покрыто снегом, а
снегу там и правда было
много, да и не очень жарко там, но мы все равно
окунулись! Обратно вниз два часа в седле - уж лучше пешком туда))) Задница болела три дня потом, плюс были моменты, когда казало, что лошадь вот-вот упадет на бок, и ппц твоей ноге.