В "Крокус Экспо" 15-18 сентября пройдет 18-я выставка технического антиквариата "Олдтаймер-Галерея", в рамках которой будут представлены около 50 автомобилей-самоделок, сконструированных энтузиастами в период 1960 - 1991 годов. Почетными гостями выставки станут конструкторы, изобретатели, владельцы этих уникальных транспортных средств - живые свидетели и ветераны уникального, не имевшего аналогов в мире, движения энтузиастов альтернативного автомобилестроения, которое существовало параллельно официальному автопрому.
В 1960-х сформировались первые клубы создателей самодельных машин и прошли их первые слеты. Тогда же были построены первые интересные с технической точки зрения конструкции, как например, плавающий автомобиль с двигателем мотоцикла "Ява-350". А к 1970 г. впервые появилась настоящая серия из нескольких однотипных самодельных машин - купе КД на агрегатах "горбатого" "Запорожца".
В 1970-х, после пуска ВАЗа и Иж, реконструкции АЗЛК автомобиль в СССР стал более-менее доступным товаром, а движение строителей самодельного транспорта превратилось в разновидность "народного" художественного и технического творчества. Во-первых, многие создатели "самоделок" строили для себя и своих друзей те типы автомобилей, которые не предлагала официальная промышленность - спортивные купе, автокэмперы, амфибии. Во-вторых, постройка или проектирование самодельного автомобиля позволила народным умельцам реализовать самые смелые технические и дизайнерские идеи и проекты.
Спортивные машины братьев Щербининых и Рубеля, плавающие автомобили Рикмана и Кудрячкова, футуристическая "Панголина" Кулыгина, первые переднеприводные "Лауры" Парфенова и Хаинова прославили своих создателей. Некоторым "самодельщикам" их творения проложили дорогу к участию в создании "заводских" автомобилей, а в годы рыночных отношений - к строительству специальных транспортных средств, например, инкассаторских броневиков.
В 1970 - 1980-е гг. сформировалась своя, не имеющая аналогов в мире тусовка создателей самодельных автомобилей. Сотни людей со всей страны собирались вместе, обменивались опытом и становились друзьями, проводили красочные шоу самодельных машин, отправлялись в пробеги по всему Союзу, а порой колоннами выезжали за рубеж, пусть даже в социалистические страны. Они добились признания.
Об этих энтузиастах и их машинах писали автомобильные и технические журналы, включая такие культовые издания, как "За рулем" или "Техника молодежи", телевидение посвящало им сюжеты в программе "Это вы можете", самодельные машины снимались в художественных фильмах, например "Путешествие будет приятным", "Семь стихий" и других. В диалог с самодельщиками вступали даже конструкторы автозаводов.
Немногие энтузиасты остались верны своему увлечению и после крушения Советского Союза. Тем ценнее уникальный пример Юрия Алгебраистова, сумевшего перестроить свое купе ЮНА с помощью агрегатов от современных импортных и отечественных автомобилей и по исполнению довести до фирменного уровня, достойного XXI века. Остальные самодельные машины, оставшись автомобилями прошлого века, сегодня представляют особую историческую ценность как уникальные, построенные в единственном экземпляре конструкции, как дань уважения таланту, опыту и знаниям своих создателей, как исторический памятник феномену истории развития техники нашей страны. (
https://www.utro.ru/articles/2011/09/06/996673.shtml)
Кстати, насколько мне помнится, АЗЛК тоже приглашал самодельщиков к разработке 2141-го. У кого-нибудь есть информация по этому вопросу?