Второй зафиксированный случай, теперь уже точно все ясно.
Узам 331.10 стоял на машине, в 2009 году прожрало прокладку ГБЦ и машина стояла пять лет без ОЖ, масла, но с бензином в баке.
В январе 2014 ГБЦ заменена, масло и ОЖ залиты новые, годные. Мотор завелся и ездил понемногу до конца апреля 2014.
В конце апреля при очередном выезде из гаража стартер покрутил немного и застопорился, с проводов пошел дым. Я решил, что помер стартер, снял его, но провернуть коленвал рукой не смог. Удивился, проверил метки - все окей. Так как машину надо было выгонять из гаража, разбираться не стали, дернули тросом. Двигатель закрутился без особых возражений и вроде даже завелся, но работать не стал. Далее последовали почти две недели шаманства с карбом, свечами и зажиганием - все без толку. В конечном итоге машина была довольно зверски (40 км/ч на второй передаче) потаскана, после чего мотор уже явственно загремел.
Вскрытие показало:

Коромысла обломаны в нестандартном месте. Механическим путем клапана не нажимаются.
Снятие ГБЦ показало:

Клапана не загнуты, следов на поршнях нет. Следовательно, сбои в работе распредвала исключаются.
Единственная "проходная" гипотеза - приклеивание клапанов к направляющим посредством смольно-углеводородной массы, получившейся из старого бензина.