Всегда хотелось, чтобы салонный свет работал как на иномарках - плавное его включение и не менее плавное гашение. Наверное и не занялся бы этим вопросом, если бы не посаженный пару раз аккумулятор из-за оставленного включенным салонного света. Захотелось установить устройство которое бы просто через какое-то время его отключало до следующего включения.
Варианта было два. Первый - это купить подобное устройство, а второй - сделать самому.
Раз уж что-то ставить в плафон, то решил так, что пусть сразу там же будет и возможность, как минимум, плавного гашения света.
Т.к. хочется всё иметь по-быстрее и сразу, то сначала решил поискать в продаже подобное устройство. Наиболее интересными оказались устройства LD-01(02,03) от А-Сервиса. Понравились и габариты изделия и функционал. Правда, когда стал прикидывать их схему включения, то стало понятно, что в наших плафонах (2142) тяжело будет отделить сигнал открытия двери, от включения лампы от кнопки, а режимы работы у них разные. Да и цена на LD-02 (30Вт) и LD-03(50Вт), на тот момент показалась высоковатой. Учитывая, что общее потребление в плафоне на 2142 от 20Вт до 40Вт (в зависимости от установленных ламп), то наиболее интересным вариантом был LD-03.
Учитывая, как казалось, высокую цену на изделие, да и то, что захотелось оснастить все плафоны всех своих "Москвичей", да и на "Калину", то сумма получалась внушительной. И решил сделать сам с ориентиром на LD по габаритам и возможности реализации их функционала в будущем (если понадобится), но с учётом тех функций, которые мне интересны, например, как ранее упоминавшаяся, возможность плавного включения и выключения от кнопки с отличным алгоритмом работы от дверей.
Получилось довольно небольшое изделие в нескольких экземплярах, причём часть до 25 Вт без применения радиатора, а часть до 70 Вт при тех же условиях, отличие в выходном транзисторе, и, соответственно, в цене. Да и работают с бортовой сетью от 8В до 30В. Цена, с учётом подготовки плат к производству, получилась между ценами LD-01 и LD-02.
При этом были реализованы следующие функции:
1) Плавное включение освещения при открывании дверей и при включении кнопкой;
2) Плавной выключение освещения сразу после выключения по кнопке;
2) Плавное выключение освещения с задержкой 20 сек после закрытия двери, или без задержки, в зависимости от уровня на входе реле подключаемого к выводу замка зажигания 15/1 - с задержкой при отсутствии положительного напряжения на выводе и без задержки при наличии положительного напряжения.
3) Плавное принудительно выключение освещения через 20 мин его работы, если, например, плохо закрыта дверь или забыли выключить освещение.
При установке в плафон КВ оказалась удобной одна ниша в которой реле целиком поместилось. Дополнительно пришлось делать вывод для подключения провода от замка зажигания.
Так выглядит всё со стороны контактов:
Так выглядят сами реле:
Так работает плафон:
https://youtu.be/FUdCMwk7EmgЗдесь чуть позже опишу схему подключения и последовательность подключения реле.