В За Рулём, в оригинале, была чуть другая схема (номер был начала 90-х годов). Схема предназначалась для защиты одной нити лампы.
Принцип работы схемы простой: при включении через резистор начинает заряжаться конденсатор - при достижении напряжения на конденсаторе равного Uбе (напряжение база-эмитер насыщения - обычно 0,6 Вольта) транзистор + Напряжения стабилизации стабилитрона в цепи базы ( в данном случае около 4,7 Вольта транзистор открывается - срабатывает реле и замыкает своими контактами добавочный резистор.
Собирал себе на М-2140 отца модуль на 4 группы фар (БС+ДС+ПТФ+... запас). Дополнительные реле - как и основные реле фар.
С указанными на схеме номиналами время задержки составляло 0,7 Сек. Из-за этого при переключении БС-ДС и ДС-БС эти самые 0,7 секунды ехал в темноте.
Затем купил себе лампы Tungsram Н4 100/80Вт. Под эти лампы пересчитал добавочные резисторы (использовал нихромовую проволоку 0,7 мм), так же уменьшил номинал конденсатора. Время задержки уменьшилось до 0,25...0,3 сек.
Свет фар стал таким, что ПТФ были сняты с авто навсегда!
В 2006 году перебрал группы реле - перешёл на современные малогабаритные 30А реле фар. Все реле удалось разместить на штатной планке реле фар - убрались лишние сопли проводов.
Итого использования схемы ступенчатого включения ламп головного света - указанные выше лампы 100/80 Вт отслужили с 1995 года по 2011 год. После чего были сняты и отданы брату на его М-2141 - где и по настоящий момент живы!
Но схема не идеал! Расчётами было доказано, что оптимально замыкать доп.резистор при напряжении на лампе в 8 Вольт (отсюда и стабилитрон оптимальный Кс139А - на 3,9 Вольта). Для оптимального использования нужно не конденсатор заряжать в цепи базы, а переделать схему так, чтобы она измеряла напряжение на лампе. При таком построении схемы переключение всегда будет происходить при выбранном напряжении на лампе. Т.е. вообще всегда: и зимой и летом.
Без этого время задержки плавает, т.к. ёмкость конденсатора зависит от температуры: зимой она падает...
Как-то так...
З.Ы. Схема удобна для внедрения в старые авто. В новых же, с раздельными предохранителями, блоками коммутации в салоне и т.п. её установка вообще противопоказана. Тут действительно целесообразнее применять ШИМ реле, если они конечно де не дают наводки на бортовую сеть.