В душе я пламенный оппозиционер. Иногда ем хамон, слухаю песенки Макаревича и Океана Эльзи, водке и пиву предпочитаю красный сухарик или черный чай.
Наверное поэтому мне и не нравятся стоковый термостат и датчик включения вентилятора. Равно как и логика их работы: сначала копим тепло почти до кипения, потом сбрасываем.
Гораздо логичнее сбрасывать тепло заранее, не накапливая его в системе. Ранее такая логика была реализована с помощью блока управления вентилятором. Вентилятор включался на 30% мощности при Т в двигателе 86 град. Термостат открывался на 85 (Вернет, от 2110 карб.). По датчику (цифровой, стоял в заглушке горячущей узамовской ГБЦ, в районе огнедышащего 4-го цилиндра) было видно, что Т двиг была практически идеально стабильна, 85-86, иногда 87 град. На трассе - 90-91. Термостат подпитывался из постоянно холодного радиатора, тонкой струйкой. Вентилятор на 30% работал почти бесшумно. Потом померла силовая часть из-за отвалившихся магнитов родного вентилятора. Да и перенастроить блок под новый термостат нет возможности - прошивка писалась с головы в проц, за давностью лет автор повторить не решается). Вернул сток управление вентилятором, ездил зимой и летом, одной рукой рулил, другой вытирал слезы от утраты мозга для вентилятора. УЗАМ потерю переживал спокойнее, работал и работал себе.
Но мысль поднять рабочую Т двигателя меня никак не покидала. Ей поддакивали школьный курс физики про повышение КПД ДВС с ростом рабочей Т, опыт Гранто/Веста-водов с ихними заменами термостата с родных 85 на 92. Да и инжекторная классика, нагло ездящая на 100 градусах тоже не давала покоя.
И вот попался мне на глаза интересный термостат, термостат Luzar LT-0109, от ВАЗ-2109, с открытием на 92 гр, т.н. зимний. Одновременно заменил и датчик включения вентилятора, FAE37310 92/87 град.
Температуры термостата и датчика подобраны с той же целью: сбрасывать тепло из радиатора заранее, не дожидаясь полного открытия термостата.
Этот самый Luzar выглядит точно так же, как стоковый термостат на УЗАМ, разве что сбоку лишний патрубок на слив с печки. Но разве это помеха? Кусок шланга, старый датчик вентилятора в качестве заглушки и фпирёт, в атаку).
Купил, установил еще в феврале. С замирающим сердцем ждал летней фары, благо в Волгограде с этим проблемы крайне редко.
Итоги теста:
Пробег за это время составил около 9000 км, из них 6000 трасса летом.
Мотор работает отлично. Стрелка указателя Т стабильно держится между серединой и правым краем белой зоны. Единственный раз, когда Т заметно повысилась, примерно до 95 гр - затяжной подъем между Ялтой и Симферополем. Ехали жарким днём, машина груженая, перепад высот около 600 метров. Как только дорога пошла вниз - стрелка сразу вернулась на свое место.
На холостом ходу при дневной температуре около 30 град цикл работы вентилятора: 30-35 сек работа, 60-70 сек пауза. Как работает вентилятор на ходу сказать трудно. Он на подшипниках, ни шума, ни вибрации.
Зимой машина прогревается заметно быстрее, печка греет лучше.
По расходу топлива точно сказать трудно, так как с февраля месяца несколько раз корректировал прошивку в МПСЗ, и менял кулачок УН. В среднем расход снизился примерно на 0,5 л точно, как по городу, так и на трассе.
Расход масла так же не изменился. Как уходило примерно полуровня по щупу от замены до замены, так и уходит (подсели кольца на клапанах, иногда есть дымок при запуске).
Система охлаждения почти сток, исключение: доппомпа на печку и слив с печки заведен в малый круг. Помпа с зазором около 1 мм, тоже Luzar. Стоит без прокладки, на ВикторРейнц. Антифриз CoolStream, зелененький.
Вот такая ересь, святотатсво и попрание основ УЗАМоводства, други моя. Вентилятор включен, накидывайте какашек)