2141 мне достался в наследство от тестя. Я занимаюсь корпусной мебелью и 41й, как нельзя кстати мне подошел для доставки порезанных заготовок на производство. Вначале я, то снимал спинку заднего сидения, (для погрузки порезанного ДСП), то ставил обратно, а потом замахался это делать и езжу так, без спинки – ставлю только в тех случаях, когда заведомо знаю, что буду везти несколько людей.
О звуке в машине начал задумываться, чуть ли не со времени её получения. Естественно и о сабе… Но только вопрос – куда его ставить? Тем более, что у машины такая специфика работы, что необходима вся площадь салона для загрузки. Сначала думал сделать трапецивидный саб на всю площадь задней спинки. Тыльная грань трапеции повторяет угол наклона задней спинки, а фронтальная – вертикальная. Пусть он будет тонким и плоским, только бы динамик влез, но общий объем был бы приличным. Позже, я отказался от этой идеи – если мне голую спинку влом вытягивать-ставить, то что будет если на ней еще и саб будет 40-45 кг. Да и супруга наверное была бы не в восторге от «звукового массажера» за спиной.
Начались поиски в интернете… Нашел много статей и форумов. Очень интересной мне показалась статья о сабе под передним сидением. Но было в нем 2 существенных минуса – малый объем и как следствие маленький динамик и как следствие плохие низы в «самом низу». 2й минус – массажер под задницей. Конечно, простату массажировать дело полезное, но не до такой же степени…😉 Самый лучший (по моему мнению) маленький динамик, который сносно воспроизводил бы низы - 25ГДН. Тем более что он у меня был. Я вооружился рулеткой, полез под сидение. Но столкнулся с проблемой – уж очень близко к переднему краю сидения стояла перегородка!!! Динамик нужно было ставить только вперед! Ему там было бы комфортно и безопасно. Сзади его легко продырявят бабы остряками своих туфель. От этой идеи отказался…
Нашел у тестя в гараже еще одну заднюю сидушку… Бинго!!! Вот в нее я поставлю саб… Но на поверку оказалось, что тот динамик, который я хотел применить к сабу по высоте чуть меньше чем сама сидуха. А еще нужно было дать возможность свободно дышать передней стороне динамика. Не спасал положение и зазор между полом и сидушкой спереди. Я еще раз глубоко вздохнул…
Однажды очередной раз загружал ДСП: обратил внимание, что детали я выкладываю в салоне от стойки до стойки задних пружин. Место, где стоят задние пластмассовые боковые лючки, никогда не использовалось, разве для самых мелких деталей. Vas динамика по паспорту был 18л. На поверку оказалось -10.4л. Я подумал, что в этой нише наберется литров15-17. Поставил перегородку и начал нишу заполнять сыпучими веществами, чтобы потом измерить их объем. К моему удивлению я насчитал аж 24,8л!!!! Взял прогу “BassBox 6 pro” и начал считать корпус. (Она мне больше нравится чем “SpeekerShop”) Очень даже, я вам скажу, гладенький график получился… Для машины конечно горб на 48Гцах, но не такой он был и горбатый. Внутренний объем саба получился 17,4л. Протестил динамик еще раз, уже в ЗЯ нужного объема. Скрутил ящик из остатков ДСП, при сборке посадил все на силикон. “BassBox” показал сходные результаты. Бросил ящик в багажник, подключил звук… Блин, а Пуркуа бы не па?! Значит, в Москаль будем делать стелз!!!
Купил прозрачный скотч и весь его вымотал по этой нише, с большим запасом ессесено. Нашел кусок ПВХ пластика и доточил им отсутствующую верхнюю грань, где заканчивается крепление задней полки, так, чтобы выйти за пределы плоскости обивки стойки задней пружины. Благо ПВХ можно греть феном, чтобы придать нужную форму. Купил на рынке смолы 2л., и ткани 3м. Выклеил скорлупу. Вверху, где было крепление задней полки, клеить не получилось – смолу плохо намазывать, течет по рукам, а ткань не держится на ней и падает под своим весом. Решил не заморачиваться с верхом скорлупы, вытащить ее, а потом продублироавть верх тем же пластиком и наклеить ткань уже в удобном положении. Вытащил скорлупу вместе с ковриком багажника. Отклеил скотч. Скорлупа получилась корявая. Во многих местах от воздействия на скотч кисточкой со смолой он уже плохо держался за «мех» обивки. Все равно нужно наращивать толщину стенок. Я намешал смолы с опилками и зашпаклевал ямы снаружи. Благо смола твердеет быстро. Перешел на внутреннюю часть. Тоже смола с опилками. Можно и с песком – резонанс корпуса будет намного ниже – камень ведь получается в результате. Но есть тут подводные камни.
Когда обрезать нужно будет форму в размер, то песок не очень поддается обработке. Можно болгаркой, но мне показалось стрёмно одним движением все испортить. Поэтому решил с песком наращивать толщину только задней стенки, а ближе к краю – только опилками.
Но тут вступили в силу законы физики. Опилки очень хорошо, более чем хорошо впитывают в себя смолу. По юношескому опыту работы с совдеповской смолой я помнил, что ее можно разбавлять растворителем, для увеличения объема и «коэффициента пропитываемости». У меня была смола польская, голубого цвета. Я развел ее с растворителем – а она, зараза, не твердеет и все!!!!! Пришлось выколупывать все до твердого слоя. 1,5 литра смолы испортил. Потом решил попробовать с песком. Песок пропускает сквозь себя любую жидкость. Мои надежды оправдались. Мажу я кисточкой слой смолы, потом беру пригоршню песка и сквозь пальцы слегка притрушиваю смолу до появления сухого слоя песка. Далее кистью тыкаю в песок, чтобы он напитался смолой. Если слой большой, то поливаю это место смолой, прям из банки, не переставая тыкать кистью в песок, добиваясь однородной пропитки. Когда смола заканчивается, засыпаю это место обильно песком. Перед выклейкой скорлупы, я на скотче маркером нарисовал линию границы саба. Смола немного растворила черный маркер, и он отпечатался на скорлупе. У меня была точная линия, по которой нужно было делать обрезку. Когда я наращивал толщину слоя возле этой границы, (запасом конечно), я понял, что песок со смолой растекается под ударами кисточки намного дальше, чем мне это нужно. Был у меня упаковочный пенопласт 2-2,5см толщиной. Я оторвал кусок и с помощью него делал упор для смолы с песком, чтобы она не растекалась дальше, чем мне нужно. Таким образом, удалось нарастить толщину на срезе саба довольно быстро. В районе обрезки сделал толщину стенки в 2 раза больше, чтобы в нее можно было вкрутить шурупы и она не раскололась. Смола засохла. В результате получился саб из почти «искусственного камня». Звук при постукивании по стенкам был очень глухим и «коротким». Ну, каменюка – одним словом.
Пришло время обрезать по линии. Я попробовал алмазным кругом обрезать до линии… Получалось так – круг, увязнув в материале, не дает возможности откорректировать направление отрезания. Ширина круга довольно большая и она не дает возможности поворота. Решил по линии резать, прорезая малую толщину по периметру саба. Очень важно, помимо направления реза, соблюдать еще и наклон диска болгарки к плоскости среза. То есть, чтобы плоскость диска болгарки находилась в плоскости среза саба. (Заумно, но, думаю что, сумел объяснить…😉…). В углах прямоугольника, периметра среза саба получилась очень большая толщина. Диаметра диска не хватает, чтобы ее прорезать, мешает корпус болгарки. Пришлось подрезать, уже срезанные стёжки, чтобы добраться глубже. Срез получился почти ровным. Как теперь ровнять срез в абсолютную плоскость, чтобы прикрепить фронтальную панель?! Во дворе у меня стоял брошенный старый остов дерево-строгального станка. Поверхность станка, по которой строгались доски, была очень ржавой. Вспомнил ПТУшный опыт слесарной практики, когда притирал суппорт токарного станка к станине. Я положил саб срезом на ржавую поверхность и поёрзал им немного из стороны в сторону. Перевернул саб срезом вверх и положил на землю. На срезе, ржавчиной, отпечатались места, которыми саб соприкасался с ржавчиной. Дальше технология проста – снял болгаркой слой, где отпечаталась ржавчина, и опять на станину. И так много, много, много раз. В результате увеличивается количество вымазанных точек, т.е. точек соприкосновения с плоскостью. (Наступил момент, когда ржавчина вытерлась и пришлось мазать станину детскими цветными мелками). Добился того, что на трёх гранях, соприкосновение было во многих точках. Не было соприкосновения только на одной. На поверку она была существенно завалена. В самой верхней точке на 12мм. Вариантов было 2. Либо продолжать начатую технологию и стирать болгаркой весь периметр на 12мм. Но я уменьшаю тем самым внутренний объем саба. Либо вышлифовывать грани, смежные с «проваленной» под углом, выходя «на нет» с противоположной гранью. Это на много сложнее, но оно того стоит. Чего только не сделаешь в борьбе за объем!!! В конце дня руки и спина болели.
По периметру среза везде было касание. Взял подходящий по размеру кусок 16й и 10й ДСП. Скрутил их , промазав предварительно 88м клеем. Разметил отверстие под динамик. Динамик должен находиться в районе пластикового лючка, (там глубина самая большая). Положил панель лицом вниз и накрыл ее корпусом, чтобы разметить линию обрезки панели. Обрезал лобзиком по линии с запасом 2-3мм. Разметил отверстия для шурупов. Накрыл панель корпусом еще раз и просверлил длинным сверлом и панель и засверлил корпус. Чтобы не сдвигалось, в диаметральные отверстия по вкручивал 2 шурупа. Затем, снял переднюю панель и сверлом 2,5 мм сверлил отверстия под шурупы. Сверло очень сильно тупилось – сверлил-то песок со смолой. Через 2 – 3 отверстия приходилось затачивать. Затем в передней панели Сделал потаи под головку шурупов сверлом с насадкой под потай. Это очень важно. Если без насадки просто засверлить большим сверлом, то получится коряво. Сверло центр плохо держит. Рассверлил отверстия на 4мм под шурупы. Взял силикон и им вклеил внутрь саба мягкий войлок и все что подходило для заполнения. Намазал силиконом торец саба, наложил сверху переднюю панель и скрутил их вместе шурупами. Пришлось «перекурить» пока силикон засохнет, чтобы не забивалась наждачка. Взял шлифмашинку ленточную и сравнивал торец передней панели с корпусом.
Внешний вид. Купил баллон антигравия, валик, и посредством него, покрасил собранный саб. Поставил динамик (Alphard 803Z- SE), подключил. Низ ОЧЕНЬ мягкий, сколько б я ни накручивал уровень сабвуфера на Голове. Его много, но он не давит. Очччччень доволен!!!!….
Позже пришлось купить баллончик серого грунта и покрасить саб. Во первых; черный цвет антигравия, не очень вписывается в серый салон, во вторых; со временем он начал припадать пылью, и потерял товарный вид. Жаль, что я тогда не нашел серый антигравий.
Позже понял, что все равно нужно обтягивать его тканью. Любое касание с твердым предметом оставляет след.