"Для общего развития"
- Низкотемпературные свойства моторных масел: Температура застывания , динамическая вязкость CCS и MRV.
https://motornoe.com/diztoplivo/nizkotemperaturnye-svojstva-motornyh-masel-temperatura-zastyvaniya-dinamicheskaya-vyazkost-ccs-i-mrv.html- Как подобрать масло для низких температур?
https://www.oiltrade.ru/news/kak_podobrat_maslo_dlya_nizkih_temperatur -
https://ravenol.su/blog-novost-statyia/nezavisimyy-nizkotemperaturnyy-test-motornyh-masel/article/499При выборе моторного масла для зимней эксплуатации следует обращать внимание на следующие технические характеристики, которые производители смазочных материалов обычно указывают в технических описаниях.
1.
Температура замерзания (потери текучести) или
Pour Point. Измеряется по ГОСТ 20287 или DIN ISO 3016 или ASTM D97. Этот параметр не имеет особого физического смысла для эксплуатации двигателя. Он указывается в целях хранения масла и указывает на то, что масло можно перелить из одной ёмкости в другую. Тем более, что существуют специальные присадки – депрессоры, которые понижают температуру замерзания у минеральных масел. Добавив большое количество депрессорных присадок в минеральное гидрокрекинговое базовое масло, можно добиться температуры замерзания готового масла даже ниже минус 40 С.
2.
Динамическая вязкость при низкой температуре, измеряемая при помощи имитатора запуска холодного двигателя
CCS (Cold Cranking Simulator) по методам DIN 51 377 или ASTM D 2602. Этот важный параметр показывает, насколько двигателю будет трудно провернуть холодное масло в цилиндро-поршневой группе. Измеряется в мПа*с. Чем ниже этот параметр, тем лучше. Граничные значения вязкости для разных классов масел определяет международный стандарт SAE J300.
3.
Динамическая вязкость при низкой температуре измеряемая на миниротационном визкозиметре
MRV (Mini Rotary Viscometer). Она измеряется при температуре на 5 С ниже, чем CCS и называется ещё «вязкостью прокачивания». Это показатель говорит о том, сможет ли маслонасос двигателя прокачать загустевшее масло и с какой скоростью холодное масло будет подано по маслоканалам к точкам смазки. Измеряется в мПа*с. Все три параметра – температура замерзания, динамическая вязкость CCS и динамическая вязкость MRV- чем меньше, тем лучше. Параметры CCS и MRV участвуют в определения класса вязкости по SAE. Стандарт SAE определяет предельные значения вязкости при определённых температурах. Например масла вязкостью 5W-XX (20, 30, 40, 50) не должны иметь вязкость CCS при минус 30 С больше, чем 6600, а вязкость MRV не должна быть больше, чем 60000. Тогда это масло имеет право маркироваться, как 5W-XX.
Стандарт SAE J300 последняя редакция
В бытовых условиях можно так же оценить низкотемпературные свойства с помощью различных приспособлений. И если для многих регионов России морозы под -40 С это редкость, то для Якутии это будни. Вот пример таких испытаний от Андрея Тоскина ака Белковод.