Про натяжку цепей в ДВС-е.
Во многих мануалах очень интересно описан техн. процесс натягивания цепи ГРМ - "... поставить цепь,совместив метки КВ и РВ. Ослабить фиксатор натяжителя, провернуть КВ на 2-3 (4,5,6,7.... )оборота. Затянуть фиксатор - и вот Вам счастье." Например такое:
https://forum.azlk-team.ru/index.php?topic=48848.msg1715988#msg1715988 .
Есть во всём этом процессе одна "засада" - пружины РВ -ла. При вращении КВ - кулаки РВ поочерёдно сжимают и разжимают их и в некоторые моменты РВ как бы стремиться провернуться вперёд по ходу движения выбирая провис цепи в сторону звезды КВ.
При натяжке цепи стоит задача повернуть звезды ГРМ так, чтобы цепь была свободна только в промежутке между КВ и РВ - т.е. слева по рисунку между звездами 5 и 1.-для Ваза и между звездами 4 и 1 для УЗАМА(хотя разницы нет - один .. слева)


Как этого добиться? Проворачивая КВ усилие на воротке/ключе постепенно увеличивается (сжимаются пружины клапанов) через какой-то угол оно резко падает - цепь прослабла в промежутке между 1 и 4 . Во многих случаях в такое положение и встаёт при прокрутке КВ на несколько разоФ. Так вот: Вращение КВ нужно остановить в момент максимального сопротивления вращению КВ когда все межзвенные зазоры цепи справа по рисунку выбраны и цепь ослаблена только слева. В этот момент нужно затягивать фиксатор, предварительно отпущенного натяжителя.
Существуют автоматические натяжители цепи для Нивы(классический ДВС - но он длиннее т для его использования необходимо укорачивать шток). Там натяжка осуществляется храповиком, по максимальному ослаблению. Для УЗАМА я не встречал - может не очень искал.

Автонатяжитель в разборе -видны зубцы храповика.
ЗЫ : Гуру ДВС-ов - прошу аргументированную критику. Вплоть до требования удалить сей опус как - "вредно-опасный"