во избежание скептицизма (про древние движки, покупаемые американцами), вот нашел парой щелчков:
из Вики, про
НК-33:
Однокамерный двигатель закрытого цикла работает на паре кислород-керосин c дожиганием окислительного газа. Не имеет ни рулевых камер, ни поворотных сопел — при изначальном применении на «Н-1» для управления по каналам тангажа и рысканья использовалось рассогласование тяги противоположных двигателей.
Изначально не планировалось возобновление производства этого ЖРД и предполагалось использование г
отовых двигателей со склада из запаса, который остался после советской лунной программы (см. Ракета-носитель Н1). Однако в 2009 году появились сообщения о планах начать производство НК-33 в России в интересах российских и зарубежных заказчиков начиная с 2014 года.[2]
По состоянию на 26 апреля 2012 года двигатель НК-33А завершил цикл межведомственных испытаний. В течение полутора месяцев с этой даты Межведомственная комиссия вынесет решение о допуске к серийному производству НК-33А, а также к летным испытаниям.
В апреле 2013 года Владимир Солнцев (НПО «Энергомаш») сообщил, что
производство НК-33 возобновляться не будет. По исчерпанию запаса старых двигателей (их имеется около 20 штук) на Союз-2.1в будет устанавливаться новый двигатель РД-193, разрабатываемый на основе РД-191.[3]
Использование его модификаций (про НК-33) планируется на первых ступенях следующих ракет-носителей:
• РН «Союз-2-3»;
• РН Kistler K-1
• «Воздушный старт»;[источник не указан 896 дней]
• Союз-2.1в;
• Antares (Taurus II) компании Orbital Sciences Corporation.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%9A-33Теперь из новостей с сайта завода Кузнецова:9 января 2014 г.
Новый старт РН «Антарес»: двигатели НК-33/AJ-26 отработали успешно
Сегодня, 9 января 2014 года, в 22.07 мск со стартового космодрома MARS на острове Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся очередной успешный старт американской ракеты-носителя среднего класса Antares. Двигатели НК-33/AJ-26, установленные в составе ее первой ступени, отработали без замечаний.
28 декабря 2013 год
Двигатель НК-33 обеспечил успешный старт ракеты «Союз-2-1в»
Сегодня, 28 декабря в 16.30 часов по московскому времени с военного космодрома Плесецк (Архангельская область) состоялся первый испытательный старт новейшей ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в», оснащенной двигателем НК-33 производства самарского предприятия «Кузнецов».
https://www.kuznetsov-motors.ru/ Историю про приказ из Москвы на уничтожение запаса движков слышал, будучи на том самом складе, от то ли главного инженера, то ли его зама (к стыду, не помню имен - 12 лет прошло). Попал я туда, конечно, не просто с улицы, а в качестве журналиста (пробовал себя тогда на местном телеканале).