Переваривая все наши изыски по поводу зазоров, прихожу к такой мысли: ну не могли разработчики на том же Феноксе вот так взять, и тупо увеличить зазор втрое,что это-экономия материалов, халатность? Эти помпы они выпускают не менее 10 лет, за это время, возможно, пришло сотни рекламаций, жалоб от тех же беларусов. В конце- концов это должно было возыметь какой-то эффект. Значит так задумали конструкторы, увязав зазор с новой геометрией крыльчатки. Ведь чем меньше зазор-тем больше гидравлическое сопротивление ОЖ, больше нагрузка на механизмы насоса, меньше ресурс. А с учетом того, что зачастую ездят на воде, у которой выше плотность, чем у тосола, нагрузки возрастают. Вот и решили этот зазор оптимизировать-чтобы и волки сыты, и овцы целы.Интересно-регламинтируется ли этот зазор в моторах иномарок? Представляю картину: владелец мерса с бубном и коробкой пластилина.
К сожалению, это не только халатность, это и не осведомленность, а зачастую, просто отсутствие желания вложить деньги в производство(начиная от конструкционных материалов и кончая финансированием высококвалифицированного инженерного персонала).
В авто бизнесе сложилась структура производителей запчастей, желающих заработать деньги "на ровном месте".
Производители запчастей делятся на 3 подгруппы
1. Это "Оригинал". Детали сделанные на собственном производстве авто производителя. Или производство, занимающееся изготовлением однотипных агрегатов широкой гаммы для разных авто производств, не производящих агрегат данного типа, но передавшие им техническую документацию на изделие(для примера, это вариант с помпой, которую обсуждаем, её делал Харьковский завод, производящий не только гидро аппаратуру, но фотоаппараты). Бизнес построен так, что оригинал несет фирменный знак производителя автомобиля, а маркетинговые законы "капитализма" загоняют цены на эти запчасти в "заоблачную" величину.
2. "Альтернатива". Это те самые запчасти, сделанные производителями для автомобильного бренда, но не несущие его товарный знак. Попадающие на рынок по цене на 20-30% ниже... а иногда в разы.
3. Сторонние производители. Производства, работающие в направлении среднего машиностроения, способные производить продукцию аналогичную автомобильной. Вот у них, от степени "осведомленности" и "образованности", и появляются проблемы в возможности повторить все технические и технологические требования конструкторов автомобиля. Эту информацию, естественно, им никто не даст, не продаст... Поэтому "берется в руки деталь" и начинается снятие размеров, подгонка под особенности собственного производства, применение обходных технологий для снижения себестоимости(а это основной фактор, т.к. они на "рынке" не одни и на массовое производство претендовать не могут). Да и воспроизвести конструкторские требования не всегда способны.
Проблемы с зазором крыльчатки не только у Fenox, но и HEPU, DOLZ и тому подобных, и у Москвича, и у ТАЗиков и у иномарок.
Геометрические параметры изделия, сделанного по образцу, по обходным технологиям, без надлежащего (а это тоже требует не малых денег) контроля, приводят к таким казусам... Ведь встречаются помпы Fenox с правильным положением крыльчатки... к сожалению не часто.
Ну а по поводу твоих размышлений по увеличенному зазору, якобы для оптимизации,... так это твои размышления. Законы гидравлики не нам менять. К сожалению центробежный насос, не зависимо от формы крыльчатки теряет производительность в геометрической прогрессии с увеличением зазора. И имейте в виду, что винтообразная форма крыльчатки, это не увеличение производительности, это борьба с кавитацией 😕
И чисто для примера.
Некоторые VAGовские гидронасосы усилителя руля(произведенные ZF) два крупных китайских производителя не могут "повторить" до сих пор. Даже почти при полном визуальном сходстве с оригиналом(а изделие довольно таки компактное) им не удается увязать характеристики клапанного узла с характеристиками клапанов рейки... и получаем, или насос начинает гудеть или просто работает не в полную мощность или с провалом по режимам... Один образец, позволяет установить родной клапан (если он живой"😉, работоспособность восстанавливается, в другом варианте геометрия не позволяет это сделать... Вот и приходится некоторым владельца отваливать десятки тысяч за работоспособный оригинал.