Не знал, куда ссылку пристроить - решил сюда
Есть неплохой блог malykh (как понимаю, фамилия такая - Малых) - вот оттуда
https://malykh.blogspot.com/2014/05/blog-post_16.htmlТам и ссылки на документы, и всяко-разно
Процитирую немного:
---------
....
Как видно, GL-4 и GL-5 - это довольно старые спецификации. А что есть более современное, что может их заменить, хотя бы частично? Более новой является спецификация MT-1. Согласно API 1560 GL-5 предназначено для гипоидных мостов и трансмиссий с тяжелой нагрузкой, а MT-1 - это масло для несинхронизированных трансмиссий грузовиков и автобусов. По "остаточному принципу" GL-4 остается только для трансмиссий (в том числе гипоидных) с небольшой нагрузкой или для трансмиссий, где применение MT-1 не допускается (т.е. с использованием синхронизаторов).
Почему GL-4 рекомендуется для трансмиссий с синхронизаторами? Я посмотрел требования к GL-4 и GL-5: вопреки частому мнению, требования по коррозионной стойкости меди у GL-5 ничуть не слабее, чем у GL-4. Проблема в другом, не в медной коррозии. У GL-5 изначально используется мощная противозадирная серофосфорная система присадок. Она увеличивает предельную нагрузочную способность по нагрузке сваривания, но масляная пленка оказывается настолько прочной, что от нее начинает страдать поверхность сравнительно мягких синхронизаторов. Поэтому для таких трансмиссий и нужна GL-4, которая, как считается, содержит половину (см. выше) от присадок GL-5, что допустимо при отсутствии гипоидных передач. По этой причине недопустимо использование GL-4 в нагруженных гипоидных трансмиссиях, поскольку нагрузка сваривания GL-4 не достигает необходимого уровня.
Отдельная история с маслами со смешанными допусками GL-4/GL-5. Там используется другая система присадок (благодаря более современной базе масла), которая более мирно относится к поверхности синхронизаторов, но позволяет уложиться в требования GL-5 при больших нагрузках.
....
И пара слов про советскую/российскую классификацию групп трансмиссионных масел. Группы масел (ТМ-1, ТМ-2, ТМ-3, ТМ-4, ТМ-5) определяются по ГОСТ 17479.2-85, который задает минимальные требования предельной нагрузочной способности на сваривание и противоизносные свойства по показателю (диаметру) износа. Мое мнение, что такая упрощенная классификация не представляет интереса при выборе масла, поэтому сейчас нет практического смысла на нее ориентироваться.
----------