Подогреем зеркало сами
Наружные зеркала с подогревом — привилегия автовладельцев относительно “свежих” моделей. Но ведь и водителю устарелой машины для безопасной езды тоже всегда надо видеть то, что происходит сзади. Электроподогрев зеркала можно сделать самостоятельно с помощью одной лампочки и куска провода.
Лампу располагаем по возможности ближе к центру зеркала.
Современные зеркала подходящей конфигурации с дорогостоящим нагревательным элементом найти, в принципе, можно, но в реальности вряд ли это удастся. Однако можно обойтись и другим источником тепла — небольшой электролампой 12В, например, такой, которая применяется в задних фонарях автомобилей. Лампу следует вмонтировать в корпус зеркала. Размещенная в закрытом объеме и подключенная к бортовой электросети, она будет выделять достаточно тепла, чтобы нагреть стекло и растопить лед, испарить влагу или иней на его поверхности.
Для уменьшения охлаждения внутреннего пространства зеркала набегающим потоком воздуха переднюю часть его корпуса следует “утеплить” слоем термостойкого материала (паронит, электротехнический картон, несколько слоев лакоткани, тонкий гетинакс или текстолит). Он должен обладать изолирующими свойствами, чтобы в случае соприкосновения “плюса” лампы с корпусом зеркала не произошло короткое замыкание. Поверх теплоизоляции можно положить слой фольги, которая дополнительно отражает тепло, направляя его на стекло зеркала.
Если места внутри зеркала достаточно, для установки лампочки можно использовать соответствующий патрон из изолирующего материала. Если же места мало, то можно зафиксировать лампочку термостойким хомутом. Но в любом случае колба лампы не должна касаться стекла, иначе это может стать причиной разрушения отражающего слоя зеркала.
Электропроводку для лампы можно просто припаять к ее контактам, после чего цоколь нужно плотно обмотать изоляционной лентой.
Для соединения зеркала с бортовой сетью автомобиля применяются два изолированных провода с прочной внешней оболочкой. Лучше всего пропустить провода через стойку зеркала и внутреннюю полость двери, позаботившись, чтобы они не натягивались и не переламывались при ее открывании и настройке зеркала.
“Быстродействие” и эффективность подогрева зависят от мощности лампы, а также от размеров и конструкции корпуса зеркала. Так, лампа мощностью 21 Вт разогревает заледеневшее зеркало за 1—3 минуты. Однако держать подогрев постоянно включенным не следует — длительный нагрев может отрицательно сказаться на состоянии пластмассовых деталей зеркала и его отражающем покрытии. Лампа мощностью 5 Вт способна справиться с легким обмерзанием зеркала, но растопить слой льда в сильный мороз ей не под силу. Приемлемым станет использование двухнитевой лампы 21+5 Вт со схемой включения, позволяющей активизировать одну из спиралей. Более мощная — для разогрева замерзшего зеркала после длительной стоянки, а постоянно включенная слабая — препятствие повторному запотеванию или обмерзанию.
Оптимальный вариант — расположить в зеркале две лампы мощностью по 10 Вт. Включаемые вместе или по одной, они позволят подбирать необходимую температуру подогрева в зависимости от погодных условий.
Внимание: подключать электрифицированное зеркало к бортовой сети следует через предохранитель соответствующего номинала, а корпус зеркала в случае наличия в нем щелей и отверстий нужно затемнить. Поскольку потребляемая мощность такого подогревателя невелика, реле для его включения не понадобится — с коммутацией тока справится обычный выключатель. Расположить его можно в любом удобном для водителя месте, по возможности ближе к точке соединения с бортовой сетью.