Автор Тема: Двигатели семейства УЗАМ: тюнинг, форсировка, возможности  (Прочитано 77296 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sf

  • Ветеран форума
  • ********
  • Сообщений: 2560
  • Карма: 4
В этом разделе предполагается постепенное предоставление информации о методах и способах доводки и форсирования двигателей семейства УМЗ-УЗАМ всех конфигураций, от 412 до инжекторного 248AVL.
Информация будет предоставлена людьми, имевшими непосредственное отношение к проектированию, сборке и доводке серийных и несерийных двигателей на конвейере и в лабораториях УЗАМа, т. е. из первых рук.
Информация будет предоставляться постепенно, если будут возникать вопросы, задавайте их грамотно и по существу!
ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА КО ВСЕМ! НЕ ФЛУДЬТЕ ЗДЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!!!
Цель данного раздела - ответить на часто возникающие и порой спорные вопросы о возможностях доводки уфимских моторов,
о методах и способах повышения мощности и крутящего момента, об общей доводке серийных моторов и улучшения их работы, а также о применяемых комплектующих и материалах. Планируется также размещение информации по инжекторным двигателям УЗАМ и о возможности переделки серийных карбюраторных моторов под многоточечный распределенный впрыск.
Также много вопросов возникает по доводке серийных ГБЦ, по нестандартным распредвалам, по разрезным шестерням и т.д. - на них тоже будут ответы.
Предполагается, наличие хотя бы базовых знаний об устройстве и принципах работы ДВС и понимание физических процессов, происходящих внутри двигателя. А также четкое понимание того, что хочется получить от мотора (и машины в целом) в итоге.

Оффлайн Сега

  • A-T-R
  • *********
  • Семья!
  • Сообщений: 7908
  • Карма: 53
Собран хороший,злой низ,на облегченке,все запчасти УФА.
ГБЦ стоит доработанная под 1.5: Увеличенные клопона,Впуск каналы 35мм,выпуск 33.5мм. Р/В №38 ОКБ Двигатель
Планирую подготовку новой ГБЦ под этот низ.
Подскажите на скока лучше сделать каналы
Какие поставить клапона (диаметр)
Какой распредвал
Что получу в итоге я примерно представляю но хотелось услышать мнение человека который собирал такой мотор.
Чем пилить каналы? фото приложите
BMW Е39 М52B20 1998г

Оффлайн Basil

  • A-T-R
  • *********
  • Сообщений: 5536
  • Карма: 45
1. Всегда интересовал вид правильно переточеной камеры сгорания на УЗАМ. Т.е. где убрать металл так, чтобы форма стала более оптимальнее. Исходный материал - стандартная сферическая КС.
2. Как более удобно запихать свечу, посмотрел КС от БМВ, там свеча очень выгодно стоит, а у нас совсем скраю. Как поправить?

Оффлайн sf

  • Ветеран форума
  • ********
  • Сообщений: 2560
  • Карма: 4
Расположение свечи в КС конечно, не изменишь, а вот улучшить условия распространения фронта пламени от нее можно и нужно!
Это не так сложно: Вокруг свечи есть бурт металла, препятствующий нормальному распространению пламени. Вот его то мы и убираем. Совсем, то есть полностью. Делается это при помощи набора из 2-3 шарошек различной формы и электродрели. Снимать металл нужно аккуратно, не делая "ям" на обрабатываемом участке. В итоге после обработки, свеча должна быть полностью "открыта", за счет углубления и расширения камеры сгорания вокруг нее.
То же самое делают и вокруг выпускного клапана, убирая "лишний" металл шарошкой. Уступ, который там присутствует, существенно мешает потоку выхлопных газов, ухудшает очистку цилиндра, а также при перекрытии клапанов (когда оба клапана приоткрыты одновременно)ухудшает  дозарядку цилиндра (динамический наддув), т.е. мешает так называемой продувке.
В результате обработки объем камер сгорания несколько увеличится (на 2-3 куб.см), но не следует забывать, что вырастет динамическая степень сжатия при высоких оборотах за счет нагнетания дополнительной порции рабочей смеси, поэтому применять более низкооктановый бензин нельзя! Кроме того, за счет общего улучшения процесса сгорания топлива, двигатель будет работать мягче, особенно заметно на низах, и лучше и быстрее развивать обороты, станет более эластичным. Уменьшится детонация.
В совокупности с доработкой камер сгорания, нужно обязательно произвести обработку каналов ГБЦ (впуск и выпуск), а также полную стыковку коллекторов (с прокладками!) и приемной трубы с выпускным коллетором и прокладкой. Выпускная система должна быть полностью герметична! Иначе возникнет ненужная турбулентность потока выхлопа и ухудшится наполнение за счет энергии выхлопных газов.
Фотки камер и каналов будут чуть позже.

Оффлайн sf

  • Ветеран форума
  • ********
  • Сообщений: 2560
  • Карма: 4
Цитата: "Сега"
Собран хороший,злой низ,на облегченке,все запчасти УФА.
ГБЦ стоит доработанная под 1.5: Увеличенные клапана,Впуск каналы 35мм,выпуск 33.5мм. Р/В №38 ОКБ Двигатель
Планирую подготовку новой ГБЦ под этот низ.
Подскажите на скока лучше сделать каналы
Какие поставить клапона (диаметр)
Какой распредвал
Что получу в итоге я примерно представляю но хотелось услышать мнение человека который собирал такой мотор.
Чем пилить каналы? фото приложите

Ну во-первых, что входит в понятие хорошего злого низа? Как-то не по-научному, что ли? Низ не может быть злым! Он может быть правильно собранным, т.е. с отбалансированным коленвалом(желательно в сборе с маховиком-на заводе отдельно балансируют и не всегда на совесть!), облегченными (в разумных пределах!) и подогнанными с допуском хотя бы +_ 0,5 г шатунами, пальцами и поршнями, с правильно подогнанными маслянными зазорами в шатунных и коренных шейках. Сделано все именно так, да?
Во-вторых: какая конфигурация? Ход поршня/диаметр цилиндра?
Конфигурация определяет относительную длинноходность или короткоходность мотора. От неё зависят механические потери. Есть также понятие отношения длины шатуна к ходу поршня R/S (Rod to Stroke ratio). Ну, длину шатуна как правило не меняют... Это так, для общего развития. Но от того, какова геометрия низа, зависят параметры верха! Т.е. собственно, ГБЦ.
В-третьих, на каких оборотах и что мы хотим иметь? Момент? Максимальную мощность?
Определитесь, плиз! 😆

Оффлайн jawa

  • Новичок
  • Роман
  • Сообщений: 34
  • Карма: 1
Замечательная тема, удачи вам в развитии и спасибо за двигатели.

М2141 УЗАМ 1,5 1993 г.в., пробег 52т. км
Масло ESSO 10W40 (замена раз в 10 тысяч) - полёт нормальный.

Очень интересна тема УЗАМ 2.0 впрысковый.
М  2141 1,7
М  2141 1,5
М  2141 1,6-> 2,0

Оффлайн sf

  • Ветеран форума
  • ********
  • Сообщений: 2560
  • Карма: 4
У меня тоже была мысль, что ее нужно поместить в раздел двигатели, НО:
1. этот раздел касается всех типов моторов
2. там она затеряется
3. родиной УЗАМа остается Уфа...
4. там слишком много тем для "чайников"
5. кто ищет - тот найдет!

Оффлайн Сега

  • A-T-R
  • *********
  • Семья!
  • Сообщений: 7908
  • Карма: 53
Цитата: "sf"
Цитата: "Сега"
Собран хороший,злой низ,на облегченке,все запчасти УФА.
ГБЦ стоит доработанная под 1.5: Увеличенные клапана,Впуск каналы 35мм,выпуск 33.5мм. Р/В №38 ОКБ Двигатель
Планирую подготовку новой ГБЦ под этот низ.
Подскажите на скока лучше сделать каналы
Какие поставить клапона (диаметр)
Какой распредвал
Что получу в итоге я примерно представляю но хотелось услышать мнение человека который собирал такой мотор.
Чем пилить каналы? фото приложите

Ну во-первых, что входит в понятие хорошего злого низа? Как-то не по-научному, что ли? Низ не может быть злым! Он может быть правильно собранным, т.е. с отбалансированным коленвалом(желательно в сборе с маховиком-на заводе отдельно балансируют и не всегда на совесть!), облегченными (в разумных пределах!) и подогнанными с допуском хотя бы +_ 0,5 г шатунами, пальцами и поршнями, с правильно подогнанными маслянными зазорами в шатунных и коренных шейках. Сделано все именно так, да?
Во-вторых: какая конфигурация? Ход поршня/диаметр цилиндра?
Конфигурация определяет относительную длинноходность или короткоходность мотора. От неё зависят механические потери. Есть также понятие отношения длины шатуна к ходу поршня R/S (Rod to Stroke ratio). Ну, длину шатуна как правило не меняют... Это так, для общего развития. Но от того, какова геометрия низа, зависят параметры верха! Т.е. собственно, ГБЦ.
В-третьих, на каких оборотах и что мы хотим иметь? Момент? Максимальную мощность?
Определитесь, плиз! 😆


Конфиг 80/85,где ход поршня 80 мм и диаметр цилиндра 85
Злой низ это имеется в виду облегченные шатуны+поршни под 92 бензин,хороший потенциал изначально у такой конфигурации...ЦПГ подогнана так что всего лишь один (поршень+палец+шатун) тяжелее остальных на 0,2г
Получить хочу: Максимальный крутящщий момент и максимальную мощьность на 4500-5000,но чтоб винтился до 6500 при необходимости.
Больше всего интересует ГБЦ,т.к карбюратор не проблема а выхлоп уже в процессе расчетов.
BMW Е39 М52B20 1998г

Оффлайн Mihan Combi

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 842
  • Карма: 11
максимально низовой мотор, что нужно для этого, какая конфигурация лучше? прям чтоб бросая сцепления, мотор даже не задумываясь трогался
ИЖ 21251 УЗАМ 2.0i 92гв   -=ACETON POWER=-
Москвич 214100 2.0L 98гв  -=PROPAN POWER=-

Оффлайн Basil

  • A-T-R
  • *********
  • Сообщений: 5536
  • Карма: 45
sf
Спасибо за ответ, примерно так и делал. Фотки б с удовольствием посмотрел, еще одна ГБЦ на очереди.
Не пробовали применять другие свечи с удлиненной свечно частью, чтоб они глубже в КС заходили? Когда я купил машину в салоне валялись Бошевские 3-х электродные (правда только 3), дак вот они по резьбе почти такие же, а электроды выступают дальше, дак работали они лучше. Потом пробовал ставить 3-х электродные Бриск, но не удлиненные - не было такого эффекта.

Оффлайн GREY

  • Живу я здесь
  • *********
  • 21.05.1966 - 23.12.2012
  • Сообщений: 9585
  • Карма: 58
фото ГБЦ будут чуть позже. по поводу трехлапых свечей.  по законам физики искра будет лишь на одной из лапок. поэтому нужно подбирать обычную по калильному числу.

Оффлайн Alex1960

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 102
  • Карма: 2
Свой мотор( ход 85мм, D=88мм ) я собрал на удлинённых облегченных шатунах( межцентровое 140мм. У стандарта, по-моему 134 ) с соответствующим занижением поршня. Мотор не похож на шибко крутящийся, но для домашнего пользования очень интересный тяговитый вариант. К тому же такие моторы имеют больший набег на капиталку. Есть два варианта изготовления таких шатунов: один, если не стрёмный, то напряжный( как у меня, по бедности ) - это удлинить стандартный, второй( дорогой ) - изготовить новые( не менее 80$ за штуку ).
Ещё, на мой взгляд, очень нужная в уфимце вещь - гидронатяжитель цепи. Его установка весьма заметно сказывается на качестве работы мотора. Особенно заметна его роль оказалась при изменённом р/вале( 75-й ): мотор стал заметно ровнее работать не только на ХХ, но и на средних оборотах.
ГБЦ. Чтобы сделать какой-нибудь более-менее обоснованный вывод нужны стендовые испытания в сопоставимых условиях. У меня такой возможности не было. По-этому оценки субъективны. О диаметре клапанов и форме, размере впускных каналов говорить не буду. Здесь всё относительно понятно( хотя тема тоже не проста ). А вот формы камеры сгорания(КС) делал разные( опять же про полисферу не говорю - не имел счастья ). Один вариант - практически сферическая камера с полным убиранием внутренних рёбер, другой  - более умеренные выборки металла с сохранением общих тенденций "рельефа" КС. Я бы сказал, что какой-либо заметной разницы между ними обнаружить не удалось.
Абсолютно незатронутым остаётся вопрос защемления в КС и его взаимосвязи с формой КС. А ведь уровень защемлений в разных моторах схож, а формы КС разные. Может быть здесь кроется склонность уфимца к детонаци?
Свечи. Тоже забавный вопрос. Сейчас установлены свечи Bosch F5DPOR. В сочетании с многоискровой системой зажигания и индивидуальными катушками результат лучше, чем был с очень хорошими свечами с длинной комбинированной искрой и изоляторами, далеко выступающими внутрь КС. Хотя F5  с утопленным центральным электродом считается "холодной" свечой.

Оффлайн Mihan Combi

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 842
  • Карма: 11
Цитата: "Alex1960"
Свой мотор( ход 85мм, D=88мм ) я собрал на удлинённых облегченных шатунах( межцентровое 140мм. У стандарта, по-моему 134 ) с соответствующим занижением поршня. Мотор не похож на шибко крутящийся, но для домашнего пользования очень интересный тяговитый вариант. К тому же такие моторы имеют больший набег на капиталку. Есть два варианта изготовления таких шатунов: один, если не стрёмный, то напряжный( как у меня, по бедности ) - это удлинить стандартный, второй( дорогой ) - изготовить новые( не менее 80$ за штуку ).
Ещё, на мой взгляд, очень нужная в уфимце вещь - гидронатяжитель цепи. Его установка весьма заметно сказывается на качестве работы мотора. Особенно заметна его роль оказалась при изменённом р/вале( 75-й ): мотор стал заметно ровнее работать не только на ХХ, но и на средних оборотах.
ГБЦ. Чтобы сделать какой-нибудь более-менее обоснованный вывод нужны стендовые испытания в сопоставимых условиях. У меня такой возможности не было. По-этому оценки субъективны. О диаметре клапанов и форме, размере впускных каналов говорить не буду. Здесь всё относительно понятно( хотя тема тоже не проста ). А вот формы камеры сгорания(КС) делал разные( опять же про полисферу не говорю - не имел счастья ). Один вариант - практически сферическая камера с полным убиранием внутренних рёбер, другой  - более умеренные выборки металла с сохранением общих тенденций "рельефа" КС. Я бы сказал, что какой-либо заметной разницы между ними обнаружить не удалось.
Абсолютно незатронутым остаётся вопрос защемления в КС и его взаимосвязи с формой КС. А ведь уровень защемлений в разных моторах схож, а формы КС разные. Может быть здесь кроется склонность уфимца к детонаци?
Свечи. Тоже забавный вопрос. Сейчас установлены свечи Bosch F5DPOR. В сочетании с многоискровой системой зажигания и индивидуальными катушками результат лучше, чем был с очень хорошими свечами с длинной комбинированной искрой и изоляторами, далеко выступающими внутрь КС. Хотя F5  с утопленным центральным электродом считается "холодной" свечой.


как умудрился колено выхватить?
ИЖ 21251 УЗАМ 2.0i 92гв   -=ACETON POWER=-
Москвич 214100 2.0L 98гв  -=PROPAN POWER=-

Оффлайн Alex1960

  • Интересующийся
  • **
  • Сообщений: 102
  • Карма: 2
К сожалению, ответ прост: давно это было...

Оффлайн Mihan Combi

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 842
  • Карма: 11
Цитата: "Alex1960"
К сожалению, ответ прост: давно это было...


наверно ездиш газ вообще не давиш, низы страшные да?
ИЖ 21251 УЗАМ 2.0i 92гв   -=ACETON POWER=-
Москвич 214100 2.0L 98гв  -=PROPAN POWER=-

Оффлайн Серыч

  • Новичок
  • Сообщений: 32
  • Карма: 0
Alex1960
Про гидронатяжитель цепи поподробнее пож, если есть фото, схемы  чего от чего и как.
Москвич 2141 ,двигатель УЗАМ 1.8  78 р.в.  литые диски.распорка .БСЗ. Солекс.

Виктор Маскарад

  • Гость
Здравствуйте клубни.
пришла пора капиталить мотор,прочитал ваши доводки как улучшить характеристики мотора особенно про разрезную шестерню были мысли фрезерануть отверстия и в шпоночный паз вставить что нибудь может можно купить фабричную.Ещё про поршня вопрос у друга стоят дефорсированные как ему сказали в магазине продаются без гильз,пальцев и т.д. , разница этих поршней и стандартных днище оно как бы поднимается на конус мм 5 а потом ровная площадка и на против впускного клапана скос - что за поршня может кто встречал диаметр стандарт 82 а мотор везет как будто 1.7и ещё хочется поставить распредвал -04 у кого какие мысли будут что за мотор получится.Хочется чтобы снизу вез так как стиль езды не гоночный редко кручу за 4000 об!мин.[/img]

Оффлайн shaman2141

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 974
  • Карма: 3
тема затронута очень интересная!про гидронатяжитель если можно по подробнее...
  • 214122. 2000год

Оффлайн Mihan Combi

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 842
  • Карма: 11
Цитата: "Виктор Маскарад"
Здравствуйте клубни.
пришла пора капиталить мотор,прочитал ваши доводки как улучшить характеристики мотора особенно про разрезную шестерню были мысли фрезерануть отверстия и в шпоночный паз вставить что нибудь может можно купить фабричную.Ещё про поршня вопрос у друга стоят дефорсированные как ему сказали в магазине продаются без гильз,пальцев и т.д. , разница этих поршней и стандартных днище оно как бы поднимается на конус мм 5 а потом ровная площадка и на против впускного клапана скос - что за поршня может кто встречал диаметр стандарт 82 а мотор везет как будто 1.7и ещё хочется поставить распредвал -04 у кого какие мысли будут что за мотор получится.Хочется чтобы снизу вез так как стиль езды не гоночный редко кручу за 4000 об!мин.[/img]


наверняка поршня от 1.6
ИЖ 21251 УЗАМ 2.0i 92гв   -=ACETON POWER=-
Москвич 214100 2.0L 98гв  -=PROPAN POWER=-

Оффлайн Basil

  • A-T-R
  • *********
  • Сообщений: 5536
  • Карма: 45
Шестерню разрезную брал тут: https://www.akoulina.ru/viewtopic.php?t=20782

Под мотор 1.6 можно взять вал ММ-04, но придется переставлять коромысла (идут в комплекте).

По свечам: имело ввиду не трех электродность, а их утопленность внутрь КС.
А так у меня самый лучший эффект от NGK.

А еще по тюнингу - на 41-м у УЗАМа сильно выхлоп задушен в соединении 2 в 1, там место очень зажатое. Когда я переваривал штаны с целью поднять низы, то взял кусок от 412-х штанов, отрезал там 2 в 1 соединение и еще штаны удлинил на 20 см, т.к. родные по формулам настроены на 7000 оборотов (у 412 длиннее). И приход был явно заметный. Правда подгонять и варить изгибы труб было тяжело, но эфффект этого стоил.