Вот в системе Гарант нашёл статью.
Тюнинг по закону
Многие автолюбители, стремясь обладать лучшим, совершенствуют свои транспортные средства самыми различными способами. Помимо внутренних узлов и агрегатов автомобиля, изменения касаются и его внешнего вида: устанавливается навесное оборудование ("кенгурятник", спойлеры и т.п.), производится тонировка стекол, монтируется дополнительные галогеновые фары и т.д. Но как регулируется вопрос таких изменений автомобиля с законодательной точки зрения? Разрешена ли эксплуатация таких транспортных средств?
Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения). В этом документе говорится, что модернизация и установка навесного оборудования (дополнительных световых приборов, дополнительных конструкций и пр.) не должны нарушать установленных требований.
В приложении к Основным положениям приводится перечень условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Согласно п. 7.18 указанного перечня, чтобы внести изменения в конструкцию транспортного средства необходимо разрешение ГИБДД.
Порядок выдачи разрешений описан в приложении к приказу МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240. В этом же приказе раскрыто понятие "изменение конструкции транспортного средства" - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Итак, как мы уже выяснили, изменений внешнего вида автомобиля необходимо разрешение. Для его получения нужно обратиться с заявлением в подразделение ГИБДД по месту учета транспортного средства с заявлением. В заявлении должны быть подробно описаны все вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. Помимо этого, необходимо получить заключение от организации-изготовителя или уполномоченной на то организации, подтверждающее возможность внесения изменений в конструкцию транспортного средства. В заключение содержится следующая информация: описание работ, которые необходимо произвести при внесении изменений в конструкцию транспортного средства; рекомендации по выбору производственной базы, на которой возможно выполнение данных работ, и перечень работ, которые собственник может произвести самостоятельно.
В приложении 2 к порядку, утвержденному приказом МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240, перечислены изменения, на которые заключение не требуется (например, установка на автомобили несъемного оборудования, если такие изменений не нарушают установленных требований - п. 6 приложения 2 к порядку). То есть, при изменении автотранспорта без специального заключения необходимо соблюдать следующие правила: разрешенная максимальная масса и ее распределение по осям не должны превышать пределов, установленных технической характеристикой для базового транспортного средства. Габаритная ширина транспортного средства не должна превышать 2,5 метров, а высота 4 метров. Несъемное оборудование должно быть надежно закреплено стандартными крепежными деталями. Специальное оборудование, установленное в салоне легкового автомобиля или автобуса, не должно иметь травмоопасных выступов. В легковом автомобиле специальное оборудование не должно устанавливаться в зоне размещения органов управления и не должно загораживать заднее окно.
Что касается внешних световых приборов, то их место расположения и установка должны соответствовать ГОСТ 8769 - 75 "Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости".
Вопрос о тонировании стекол разрешен в приложении к "Основным положениям по допуску транспортных средвств к эксплуатации и обязаностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения". Так, если установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, эксплуатация транспортного средства запрещается. Однако в примечании к этой норме сказано, что на верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
Согласно ГОСТ 5727-88 светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее: 75% - для ветровых стекол и 70% - для передних боковых стекол, включая стекла передних дверей, светопропускание прочих стекол не нормируется. Помимо этого, тонированные ветровые стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубых цветов. Также необходимо помнить, что даже абсолютно прозрачное на вид стекло никогда не будет пропускать свет в 100% соотношении.
Р. Ларионов,
Е. Иванова,
юристы компании "Гарант"