Почитай вот и поразмысли на досуге, что к чему! Если мало будет - ещё обоснования приведу!
Уже больше двух лет завод «АЗЛК» не работает. Не работает совсем. Стоит не только главный конвейер, но и все другие производства. А это означает, что выпуск запасных частей также прекращен. Но многочисленные владельцы удобных, достаточно надежных, работящих «Москвичей» и «Святогоров» не спешат с ними расстаться, стремясь надлежащим уходом максимально продлить жизнь своих железных друзей. К сожалению, нет ничего вечного, и даже идеальное техническое обслуживание не гарантирует от поломок. Особенно неприятно, когда проблемы возникают в одном из самых сложных агрегатов автомобиля – коробке передач. А неприятно потому, что КПП и все детали, кроме подшипников и кое-какой мелочи, производили только на АЗЛК. Поэтому оригинальных запчастей становится все меньше, а цены превзошли все разумные пределы и продолжают повышаться. Кроме того, на рынках и даже в больших магазинах появилось много так называемых «ремонтных» запчастей весьма сомнительного качества, по ценам, почти не уступающим ценам на оригинальные запчасти. Отличить такие «детали» от настоящих зачастую сможет лишь специалист. Так что следует быть особенно внимательным при выборе запчастей, чтобы не потратить деньги впустую на приобретение «ремонтного» синхронизатора или бэушной шестеренки. Установленная деталь прослужит очень недолго, и повторный ремонт отнимет много денег, времени и нервов.
По нашей статистике за прошедший год, (а в ремонте побывали более 600 КПП «Москвич») основными дефектами являлись шум в нейтрале и самовыключение передач. Применение качественного импортного масла (API: GL-5) позволило свести на практически на нет проблемы с главной передачей. Шумы, недовключение и самовыключение передач чаще встречаются на автомашинах с новым способом кузовного крепления КПП (боковые кронштейны). Обычно появление шума в нейтрали свидетельствует о выходе из строя подшипника первичного вала. Многие не обращают на этот дефект внимания, мол, «шумит и ладно, на ходовые качества не влияет». Опасное заблуждение: после износа обоймы подшипника полностью разрушается пластиковый сепаратор, что чревато заклиниванием КПП. Нередко причину шума на нейтрали относят за счет плохой работы выжимного подшипника. Проверить это достаточно просто. Если в нейтральном положении рычага КПП выжать педаль сцепления и шум пропадет, значит, коробка неисправна. В случае сохранения шума при выжатой педали сцепления причину неисправности надо искать в другом узле, возможно и выжимном подшипнике.
Распространенный случай – самовыключение, «выбивание», третьей, четвертой и пятой передач. Основная причина заключается в обрыве болта первичного вала. Как правило, при неграмотной сборке КПП этот болт перетягивают, не учитывая, что разный шаг резьбы болта и вала (0,965 и 1,0) не позволяет ему раскручиваться, а вот сломается каленый болт при мощных нагрузках легко. Почти всегда в случае обрыва болта приходится менять первичный вал, т.к. в этот момент происходит удар вниз и на зубьях (обычно это 1я передача) появляются забоины и даже сколы. Высверлить обломок каленого, да еще и «самофиксирующегося» болта изредка возможно лишь в заводских условиях.
Самовыключение и плохое включение передач происходит вследствие значительного износа шестерен и синхронизаторов. Зачастую гораздо целесообразнее заменить их на снятые с коробок выпуска 1989-1995 г.г., которые отработали не одну тысячу километров, но будут служить еще очень долго без сбоев и проблем.
В последнее время много случаев обрыва шпилек крепления кронштейнов подушек КПП. Как следствие – течь масла по разъему картеров. Можно попытаться высверлить лопнувшие шпильки без разбора КПП, но в этом случае течь не прекратится, т.к. прокладка размокает и ее выдавливает вместе с маслом. Следовательно, необходимо разбирать коробку, что стоит денег. Этих затрат можно избежать, заблаговременно заменив шпильки крепления кронштейнов на болты М8.
Операция достаточно простая, производится без снятия КПП с автомобиля.
С начала выпуска заводом «Святогоров» модификации 214145 с двигателем F3R Renault в сервис стали обращаться клиенты с просьбой «удлинить» первую передачу. Известно, что передаточное число первой передачи в КПП 2141 составляло 3,15, а у «Святогоров» как правило 3,54. Опыт эксплуатации, отзывы клиентов и просто здравый смысл показывают, что такое конструкторское решение нельзя назвать верным. Желая повысить динамику своего «Москвича» многие автовладельцы обращаются в сервис с просьбой заменить стандартную главную пару с передаточным числом 4,1 на повышенную (4,22, 4,375, 4,55). Увеличение передаточного отношения главной пары дает лучшую динамику разгона автомобиля (двигатель набирает обороты за меньшее время), но в то же время на «Святогорах» практически теряется первая передача, а все остальные укорачиваются, приходится чаще работать рычагом КПП. В режиме городской езды укороченная первая передача создает дискомфорт, особенно ощутимый на машинах с двигателями Renault и уфимским 2,0 л., а также на всех автомобилях, где установлены КПП с главной парой 4,375 или 4,55. В «Москвиче» стандартными запчастями возможно удлинить только первую передачу посредством замены первичного вала и шестерни. Все остальные передачи удлиняются или укорачиваются лишь при замене ГП. Эта операция одна из самых дорогостоящих и сложных. В некоторых тюнинговых фирмах меняют так же и 4ю и 5ю передачу. Но стоит это дороговато.
Некоторые автомобилисты просят установить первичный вал нового образца (с гайкой вместо болта). У этого вала есть свои достоинства и недостатки. Если гайка затянута с усилием 12-14кг/см, да еще и с применением резьбового герметика, то ее не сорвет, как болт и она не открутится. Но в этом валу нет отверстия сапуна, а это означает, что сапун придется устанавливать дополнительно, в строго определенном месте и только специальный «москвичевский». Если пренебречь этим, масло будет выдавливать из всех сальников, причем были случаи, когда масло через привод спидометра по тросу попадало в щиток приборов! К недостаткам ПВ нового образца относится и то, что ступица пятой передачи и обойма подшипника пятой передачи составляют одно целое. Если выходит из строя ступица или обойма подшипника, приходится менять ПВ в сборе, либо продолжать эксплуатацию автомобиля с дефектной КПП, рискуя заработать новые неприятности.
Для любителей рыбалки, поездок на дачу, «гонщиков» - дифференциал повышенного трения (ДПТ). Написано о нем и его свойствах достаточно много, можно лишь добавить, что ДПТ гораздо надежнее обычного дифференциала, у которого зачастую вылетает палец, что приводит к очень тяжелым последствиям. Разрушаются картеры, почти наверняка разбивается ГП и сам дифференциал. С ДПТ таких проблем не бывает. Да и в городском режиме езды ДПТ работает как обычный дифференциал.
Перечислим работы по улучшению КПП, возможные на сегодняшний день.
1. Замена ГП с целью повышения динамики и усиления КПП.
2. Установка монтажного размера и регулировка бокового зазора ГП (учитывая, что сегодня ГП стоит от 3,5 до 5 тыс. рублей, это актуально).
3. Грамотный ремонт КПП в условиях сервиса или автомастерской, исключающий самые распространенные болезни москвичевских коробок (обрыв болта или откручивание гайки первичного вала, прослабление и отворачивание винтов упорной пластины подшипников и т.д. и т.п.).
4. Устранение течи масла из КПП.
5. Установка дифференциала повышенного трения.
6. Замена первичного вала с целью удлинить или укоротить первую передачу.
В московских магазинах стоимость КПП от 9 до 17 тысяч рублей. Если Вы приобрели КПП в магазине (а тем более на рынке), то имеет смысл перед установкой на автомобиль проверить ее у мастера. Не секрет, что в последние годы работы АЗЛК качество сборки КПП было неудовлетворительным. К тому же все чаще в продаже появляются коробки не заводской сборки, так называемые «ремонтные», после переборки. Поэтому надежнее ремонтировать старую КПП, поскольку качество деталей в ней выше.
И все же иногда КПП выходит из строя. И тогда даже качественное масло, правильная эксплуатация не спасает положение. Нужен только ремонт. И встаёт проблема выбора, где. Скорее всего, в Вашем дворе или среди Ваших знакомых отыщется умелец, который «может все» и он переберет сломанную коробку. Заплатив большие деньги за новые детали и сэкономив на оплате непосредственно работ, Вы возможно и получите приемлимый вавриант. Но в итоге все-равно вскоре будете вынуждены обратиться к специалисту. Выбор в любом случае остается за Вами.
Авторы:
Дегтярев С.П. – мастер по ремонту коробок передач, «Гарант Моторс», «АВТО-ЛИГА» Самсонов В.А. – старший механик автосалона «Римес»*
PS: Сергей Дегтярев (degserg) коробки больше не ремонтирует.