первопричина сворачивания производства вамилюбимого узам - некуда ставить его стало
в 2002м кончина азлк
чуть позже свернули производство од и фабул
группа компаний СОК (кому вроде как принадлежал умпо) вроде хотели сунуться на китайский рынок с инжекторными 331, 248 и 406м в придачу.
но дальше выставок дело не пошло.
а зачем нужно производство моторов, которые некуда ставить?
вопросом на вопрос, но думаю я ответил.
21083 лет на 20 более совершенен по отношению к узаму.
он легче, экономичнее и экологичнее.
дотянуть узам хотябы до этого уровня была призвана фирма АВЛ, но и ВАЗ на месте не стоял
не забывая про модернизацию:
сам 083 явился модернизацией 2108 (цель - увеличение объема... жертва - отказ от протоков ОЖ между цилиндрами)
2110 - появились поршни с плавающим пальцем и соотв. шатуны, карбюратор получил автоматику управления воздушной заслонкой (подсосом)
21084 - первая попытка дальнейшего увеличения объема (коленвал с ходом 74,8 с поршнями 82,5 под кольца ВАГ получалось 1599сс - был нужен для автоспорта) - далее мелкосерийного производства дело не пошло.
2111 - инжектор
сначала попарно- параллельный, затем распределенный
2112 - 16вэ распределенный впрыск, маслофорсы.
21114 и 21124 - увеличение объема до 1,6 (колено с ходом 75,6)
21116 и 21126 применение облегченной шпг
21118 и 21128 увеличение объема до 1,8 - мелкосерийное производство, модернизация поршней ( 82 => 82,5) но неудачная конструкция поршней обоих размеров и дешевое маслосъемное кольцо способствовали жору масла.
21203 - дальнейшее увеличение объема до 2,0л. - мелкосерийное производство, был доступен в розничной сети, сам завод и опп его никуда не ставили.
планировался для модернизации нивы.
11194 - реинкорнация родоначальника 2108 с применением всех серийных усовершенствований - распределенный впрыск, 16вэ, колено 75,6, маслофорсы, облегченная шпг... постигла таже беда что и 21128 и 21126 быстропрогрессирующий жор масла и быстроизнашивающаяся поршневая.
то, что не пошло в серию:
фазовращатель на впуск 21124
впускной коллектор переменной длины - а-ля тойотовский 3с-ге для 21114 и а-ля бэховский м40 для 21124
так же была привлечена известная инжиниринговая фирма Рикардо - спроектирована новая гбц "вокруг" каналов иной конфигурации - результат тормознули реноховцы со своей мега аферой - продажей вазу лицензии на к7м и к4м...
з.ы. у 21083 никогда небыло 292гр. на впуске!!
там порядка 250гр.
эменно распредвал делает его экономичнее и экологичнее узамов...
а применить более узкофазный вал на узаме несмогли из-за несовершенства КС (детонация не позволила)
и кстати верховой характер 21083 это миф
на графиках момента все видно