Проверка и настройка вакуумных регуляторов
Пока без комментария....
"Приступим" 😀
Для того чтобы понять данную технологию, сделаю короткие пояснения.
Характеристики вакуумных регуляторов даны в руководству по ремонту(не буду здесь упоминать значение, "всё" в книгах).
Данными исследованиями занялся в конце 80-х еще на 412-м москвиче. Дело в том, что, на параметры регулятора есть определенный допуск. И когда идет более тонкая настройка мотора по зажиганию и питанию, нужно знать реальные значения регуляторов. Центробежных по оборотам, вакуумного по нагрузке(косвенно отображенной разряжением в впускном коллекторе).
Исследования начались с такого приборчика. Конструктивно, это обычный вакуумметр с диапазоном ориентировочно в 60-70 килопаскалей, "обозванный" в автомобильной сфере эконометром.
Повторюсь, не будем обсуждать цифры, упор делаем на алгоритм оценки и технологию работ.
Если под руками нет приборки с эконометром, можно воспользоваться диагностическими вакуумметрами(используя изначально в ходовых испытаниях, выведя магистраль в салон).
https://tula.vseinstrumenti.ru/avtogarazhnoe-oborudovanie/diagnosticheskoe/spetsialnoe/ae-t/vakuumnogo-i-toplivnogo-nasosa-ta-g1015/ https://tula.vseinstrumenti.ru/avtogarazhnoe-oborudovanie/diagnosticheskoe/spetsialnoe/trisco/professionalnyj-tester-vakuumnogo-i-toplivnogo-nasosov-trisco-g-311/ https://tula.vseinstrumenti.ru/avtogarazhnoe-oborudovanie/diagnosticheskoe/spetsialnoe/trisco/tester-vakuumnogo-i-toplivnogo-nasosov-trisco-g-310/ https://tula.vseinstrumenti.ru/instrument/izmeritelnyj/manometry_izmeriteli_davleniya/jonnesway/universalnyi_pribor_dlya_izmereniya_davleniya_jonnesway_ar020019_toplivnoy_magistrali._vakuummetr/ Эти приборы, как и эконометр в щитке приборов могут рассказать много.
Отклонение от привычного положения в режиме ХХ укажут как о проблемах в зажигании(допустим позднее), так и герметичности клапанов или не правильной настройке карбюратора.
Теперь непосредственно к вакуумному регулятору.
К сожалению, приблизительно с 91-года продукция АТЭ-2 была далека от требуемых параметров. Исследования показали, что в большинстве случаев жесткость пружины была не достаточна для конкретной модели, на регуляторах пропала маркировка синей краской, подтверждающая, что регулятор прошел настройку под определенную модель трамблера.
Слишком мягкая пружина приведет к очень поздней реакции регулятора на нагрузку(падение разряжения на впуске). Что приведет к детонации.
Регуляторы АТЭ-2(на фото), регулируются путем поджатия опорной части пружины внутрь камеры. СОАТЭ и ранние АТЭ-2(Р11😎 имели разборную конструкцию, позволяющую для регулировочных работ подкладывать под пружину регулировочные шайбы.
При регулировке или настройке мотора на не штатный карбюратор, знать, когда вакуумный регулятор вступает в работу, очень важно.
При построении графика момента опережения зажигания по суммарным параметрам обоих регуляторов, при изменении обогащения топливной смеси требуется оценка, какой из регуляторов и в каком "направлении" нужно скорректировать, выведя мотор из режима детонации на разных режимах нагрузки и оборотах.
Как работать с эконометром.
Зеленая зона советского изделия или белая на щитке приборов М2141. Это зоны малой и средней нагрузки.
Для того, чтобы увязать линейные значения(линейное перемещение штока вакуумного регулятора) с угловыми характеристиками, нужно вспомнить геометрию... на данном этапе проще, воспользоваться онлайн калькуляторами
https://planetcalc.ru/1421/ Вычислитель
15 вычислений по сегменту круга в одной программе позволит определить на какой угол происходит корректировка вашего регулятора. Необходимо в исходные графы заложить радиус (расстояние от оси вала трамблера до оси штифта, на который одевается шток вакуумного регулятора) и величину хорды(линейный размер перемещения штока вакуумного регулятора).
Конструкция "диагностического" оборудования Проста до безобразия 😀
Нужно подключиться к впускному коллектору. На Москвичах с ОЗОНом есть штуцер на пневмоклапан ЭЛХХ. При отсутствии придется врезаться в шланг на вакуумный усилитель. "Притрагиваться" к штуцеру, который идет на штатный эконометр, настоятельно не рекомендую, отломится при снятии прозрачной трубки(пластик трубки и тройника от паров бензина и температуры становится "кволым"😉... поэтому работа с ним, только в случае наличии замены или возможности что-то "сгородить".
На фото видно, что использовал подходящие тонкие шланги, в том числе и трубки омывателя. Тройники также из магазина для омывателя(в том числе и с 2-мя тонкими штуцерами, если так же используете силиконовые трубки от вакуумных регуляторов).
Рядом с коллектором в трубку нужно воткнуть демфирующий жиклер до 0.5 мм(использовал топливный ХХ от ОЗОНА "50"😉. Если его не поставить, на вакуумном регуляторе может проявится пульсация впуска, шток будет вибрировать в так впуску 4-го цилиндра(в эконометре демпфирующий жиклер есть)
Ближе к щитку приборов и регулятору, через тройник, подключаем игольчатый кран. В данном варианте использован от манжеты тонометра для измерения артериального давления. Обратный клапан заглушен, отверстия спуска и запорное увеличены до 1,8 мм(по месту посмотрите, нужно обеспечить полное снижение разряжения до атмосферного... чем меньше демпфирующий жиклер, тем меньше диаметры отверстий в кране)
Алгоритм диагностики и настройки Вы собрали трамблер(настроили центробежный регулятор) и провели ходовые испытания....
В большинстве случаев, проблема с не правильно отрегулированным вакуумным регулятором возникает при появлении детонации при средней нагрузке, когда стрелка эконометра прошла середину белой зоны или подошла к 3/4 белой зоны,(если отсчитывать от границы с зеленой), к границе с красной... при оборотах приблизительно до 3500.(с учетом, что мотор обеспечен требуемой топливной смесью)
Если брать "эталонные" регуляторы 80-х годов для трамблера Р147А, на 3/4 белой зоны шток регулятора имеет перемещение 0,5-0,7 мм. На границе белой-красной зоны шток перемещается уже на 1,2-1,5 мм(при необходимости, вычислить угол выше указанным калькулятором). Полный ход штока 3,5-3,8 мм.
Регуляторы 90-х годов как для Р147А, так и для 47.3706(4701.3706), 5406.3706 и для трамблеров ВАЗ , в большинстве, начинали "шевеление" штока только на границе белой и красной зоны. Корректировка момента зажигания смещена только в зону больших и максимальных нагрузок.
Нужно учесть, что трамблер Р147А рассчитан на вариант мотора с довольно таки богатым по смеси карбюратором. Это 412-1107010, 2101-1107010-11 и 2140-1107010.
Если мотор имеет карбюратор с бедной смесью, придется поджимать как характеристики центробежного регулятора, так и вакуумного(делая более жесткой пружину)... но лучше, все же, дать мотору "правильное" топливо!
Главное, в данной настройке, определить, что стало провокатором детонации. Слишком ли ранее зажигание для определенных оборотов по центробежному регулятору или же проблемы с смесью.... и если в большинстве случаев на низких оборотах появление детонации и отсутствие возможности "избавиться" от неё при дальнейшем нажатии на педаль связано с вакуумным корректором, то на высоких(более 3500), внимательней смотреть и в сторону центробежного. Грань совместной работы регуляторов, очень тонкая.... но у Вас все получится.