Давайте и здесь устроим срач по поводу электромобилей! =)
Как специалист электроэнергетик заявляю - не будет никакого "электробудущего" и "массовости электромобилей" пока не появятся аккумуляторы с плотностью энергии в них хотя бы на уровне бензина. Для этого ёмкость аккумуляторов должна увеличиться НА ПОРЯДОК, не на 5-10%, а на 1000%.
При производстве современных аккумуляторов используются редкоземельные металлы и их немного на Земле. По факту их перестанет хватать уже скоро такими темпами. А еще отработавшие срок аккумуляторы надо утилизировать и как это делать тоже непонятно.
Кроме того, есть большая проблема старения аккумуляторов, за год использования в режиме частых поездок они деградируют почти на 40%. Это вам не ДВС, который может ездить десятилетиями, только заправляй, да и всё по сути.
Аккумуляторы не будут работать в экстремальных для них условиях, поэтому летом их надо охлаждать, поскольку жара, а они еще и сами греются, а зимой наоборот греть. Причем делать это надо постоянно, а не только когда машина едет. Результат: при -25 за бортом хваленая Тесла судя по отзыву владельца имеет все шансы "не завестись" после 3-4 дней простоя! Так это вы никуда еще не поехали. Лошадь не напоминает?
Еще проблема - заряжать их по-хорошему надо малым током и долго. Очень долго. Все ухищрения с увеличенным током зарядки приводят к дополнительной деградации. И даже в этом случае зарядка происходит за полчаса-час, ну смешно! Сколько сейчас на заправке тратите времени? То-то же.
А еще не забудьте: раз вас таких электромобильных много станет, то значит зарядок на всех не хватит, поскольку если уж даже сейчас при заправке жидким топливом за пару минут на АЗС очереди бывают, о чем говорить, если вы заряжаетесь по полчаса.
Дальше больше, хрен с ними с аккумуляторами: чем "заправлять" то будем? Существующие станции загружены достаточно сильно и даже сейчас многие работают практически "под завязку". В структуре производства электроэнергии одного из предыдущих ораторов незаслуженно забыта гидроэнергетика. Однако на практике уже сейчас большинство рек напоминают вялотекущие запруды. АЭС - не панацея, мало кто хочет под боком иметь реактор, который может нехило рвануть. Про альтернативную энергетику даже не заикайтесь, это проценты генерации. При растущем спросе придется ветряками заставить всю Землю.
Какие проблемы с энергосистемами мира сейчас говорить не буду, но в целом загрузка магистральных линий, которые питают наши с вами центры нагрузок от удаленных электрических станций так же близка к максимально допустимой пропускной способности. Это я даже не говорю о распределительных сетях в городах и весях. Т.е. даже если бы и было чем зарядить, это что-то надо еще как-то доставить. Беспроводная передача электричества как на зарядках для телефонов, в целом, не новость, но я сомневаюсь, что вы бы захотели попасть в магнитное поле зарядки с мощностью в пару киловатт.
Толково и не затратно хранить большое количество электроэнергии пока не научились, в отличии от жидкого топлива с которым ничего особо не случится.
Теперь собственно к электромобилям. Тут как и с аккумуляторами: салон летом надо охлаждать, зимой греть. Откуда энергия? Правильно, из аккумулятора. В ДВС же тепло вообще дармовое, хотя охлаждение всё же требует энергии.
Даже если что-то случится с автомобилем с ДВС и у вас кончится бензин - не вопрос, стрельнул пару литров и доехал до заправки. Стрельнуть пару киловатт на трассе у вас вряд-ли получится. Получится - расскажите.
И еще немного про КПД - все очень любят хвалиться, что электромотор имеет КПД под 80-90%. Отлично! Ведь ДВС имеет всего 20-25%. Однако на практике имеем: потери на производство электроэнергии, потери от передачи электроэнергии, потери от зарядки аккумуляторов (самое весомое), потери от преобразования электроэнергии во вращение электромотора и, как неудивительно, цена/потери от утилизации аккумуляторов. В итоге то на то и выходит, а еще и аккумуляторы сдохшие куда-то надо девать. А если взять дизель с турбонаддувом с КПД под 50%?
Простой расчет.
Вваливаем полмиллиона рублей в переделку Мазды и катаемся на электротяге с ценой 25 рублей за 100 км против 400. Ок, хорошо. Теперь делим 500 000 на бензин по 40 рублей за литр и получаем 12 500 литров. Судя по заявленному расходу 20 литров в неделю, значит за год будет 20 х 52 = 1 040 литров. Значит на деньги от переделки можно ездить 12 500 / 1 040 = ~12 лет на бензине. Какая, говорите, экономия то?
К чему я всё это: электромобили это для богатеньких дяденек для развлечения, в качестве 3-4-энной машины в семье/коллекции и так далее пойдет. Массовым продуктом им вряд-ли получится стать, просто потому что физику не обманешь. И дело здесь не в злостных дяденьках на нефтяной игле.
Всё вышесказанное не повод прекращать работы в этой области - почему нет, пусть изобретают. Не факт что это пригодится именно в той области, где копают ученые и инженеры. В конце концов людям это интересно и завораживает. Только вот не надо ссать в уши и говорить что у нас всё "экологишно" и "зелёно" с этими электромобилями будет. Включайте голову, друзья.
P.s. И да, я был бы рад ошибаться, но, увы...
З.з.ы. Вань, ну дай уже прокатиться, интересно же))