Итак, поскольку тема выросла и начала свое самостоятельное существование, пора ее выделить.
За начальное указание направления, а также за идейную и техническую поддержку по ходу пьесы огромная благодарность Игорю (
Geyf).
Речь пойдет о следующей конфигурации передней подвески для 41-го семейства (в скобках наименования и коды деталей, из которых я собирал стойки):- опора стойки Toyota Camry V40 (Nakamoto R030144)
- опорный подшипник стойки Toyota Camry (Febest TB-001)
- верхняя чашка пружины custom на основе родной, с посадкой под подшипник Toyota
- амортизатор Toyota RAV-4 (Kayaba "Excel-G" 365093)
- пружина стойки Ford Mondeo-II с двигателей 2.5 (Kayaba RA 1067)
- универсальный пыльник-отбойник (Lynx PR-66622)
- "сапог" стойки штатный
- гайка "сапога" либо доработанная штатная, либо custom
Стойки в сборе:
Стойки на машине:
Расстояние от крыла до центра ступицы получилось 410 мм, на стоке у меня было 390 мм.
Оговорка по выбору деталей.Производителей каждый волен выбирать по своему вкусу, кошельку, религиозным предпочтениям и т.д. Я купил то, что купил, оно собралось и работает.
Амортизаторы серии Excel-G могут быть с успехом заменены на амортизаторы серии Ultra-SR.
Пружины могут быть использованы также от модификации Mondeo-II с двигателем 1.6-2.0, стойки с ними соберутся. Но эти пружины имеют другие характеристики, в частности более тонкий пруток и несколько большую длину. И как эти отличия отразятся на работе стоек, можно узнать только по результатам натурных испытаний.
Необходимые доработки.Пружина, подшипник и пыльник-отбойник доработок не требуют.
В паре опора стойки и амортизатор имеет несогласованность - шток амортизатора круглый, а отверстие опоры имеет лыску для фиксации штока. И тут возможны два варианта:
1) с помощью подручных средств, например круглым напильником, сточить лыску в отверстии опоры
2) с помощью подручных средств, например плоским напильником, выполнить лыску на штоке амортизатора
Я пошел по второму варианту, так как штоки амортизатором KYB не имеют с торца отверстий под шестигранник, и затягивать верхнюю гайку стойки без фиксации штока в опоре было бы несколько проблематично.
Также на амортизаторе снизу необходимо удалить выступающий поясок-упор, опять же подручными средствами - ножовка, "болгарка", напильник... Фото не делал, там все очевидно.
Важно - в процессе удаления пояска любым способом, а особенно "болгаркой", обеспечьте качественное охлаждение корпуса амортизатора. Я пилил "болгаркой", корпус в нижней части обернул плотной тряпкой и обильно поливал ее водой, заодно и место реза периодически поливал.
И в случае использования штатной гайки "сапога" отверстие в ней необходимо увеличить до диаметра 37 мм. Я делал на токарном станке, но там изначально диаметр 36,5 мм и можно справиться даже с помощью бормашинки или с помощью небольшой лепестковой насадки для дрели. Главное, чтобы гайка садилась на верхнюю часть корпуса амортизатора, обеспечивая его зажим и центровку в "сапоге".
Теперь о деталях, требующих большого объема доработок с изготовлением дополнительных элементов конструкции или целиком самостоятельного изготовления с нуля.Гайка "сапога" в варианте custom, чертеж и фото с просторов нашего форума, автора к сожалению не помню. Верхняя чашка пружины custom на основе родной.У родной чашки требуется удалить центральную выступающую часть, чем ниже, тем лучше. Сделать это можно и "болгаркой", но использование токарного станка все же намного предпочтительнее. Получиться должно примерно так:
Затем необходимо изготовить центральную вставку для чашки с местом под посадку опорного подшипника Toyota.
У меня, к сожалению, не сохранилось ни чертежа, ни даже эскиза вставки, может потом начерчу.
А пока текстовое описание.
На родной чашке снизу есть "юбка" для пыльника, внутренний диаметр которой ровно 85 мм. Соответственно, вставка изготовлена с посадочным диаметром 85 мм, высота посадочной ступеньки 10 мм, на всю высоту "юбки" — вставки сели очень плотно. Следующая ступенька 74,5 мм, по диаметру отверстия
(тут поясню - после того, как я чашки обрезал на станке под ноль и проточил плоскость, отверстия получились именно такого диаметра).
Выступание опорной плоскости подшипника над плоскостью чашки — 2 мм. Из них 1 мм — выступание диаметра 74,5 мм
(тоже поясню - тут надо брать в расчет толщину металла чашки и к ней плюсовать требуемое выступание, вот и получится нужная высота ступеньки диаметром 74,5 мм); и 1 мм — ступенька диаметром 60 мм под нижний пыльник подшипника. Посадочный диаметр подшипника 35 мм, высота шейки 8 мм.
Если коротко, то вставка имеет 4 ступеньки:
- диаметр 85 мм, высота 10 мм
- диаметр 74,5 мм (ну или сколько получился диаметр отверстия при обрезании чашек), высота = толщина металла чашки + 1 мм
- диаметр 60 мм, высота 1 мм
- диаметр 35 мм, высота 8 мм
Отверстие во вставке должно быть больше больше в диаметре, чем шток амортизатора, на 3-4 мм.
У моих амортизаторов диаметр штока 22 мм, отверстие во вставках я сверлил то ли 25 мм, то ли 26 мм.
После запрессовки вставки в чашку ее необходимо зафиксировать сваркой. Мне варили аргоном, по всему диаметру снизу и по всему диаметру сверху, получилось чисто и красиво.
Но можно и полуавтоматом, и электродом, если сварщик нормальный. И скорее всего можно не по всему диаметру проваривать, а участками по 10-15 мм, этого должно быть достаточно.
Чашка с подшипником в сборе:
После сборки подвески съездил на развал-схождение, мастер без проблем все отрегулировал, то есть никаких запредельных изменений в геометрии подвески не произошло.
На этом техническая часть заканчивается и начинаются личные впечатления.Проехал я на новой подвеске к моменту написания этого текста всего около 100 км, пока все нравится.
Кочки/ямки разумного размера подвеска глотает вообще без передачи на кузов. На более крупных неровностях ударов тоже не ощущается, зато ощущается работа подвески, как она держит машину, гася толчки. Крены минимальные, раскачки нет. Лежаки стандартного размера, которые резиновые, пробовал проходить как на Ниве, то есть на 50-60 км/ч и не тормозя, сходу - удара в кузов нет, машина плавно проходит неровность, чувствуется собранная работа подвески.
На трассе полное ощущение прилипания к дороге и очень чуткий отзыв на руль, хотя тут еще и остальные детали подвески свою лепту вносят.
В общем, подвеска не дубовая, это я точно говорю. Она жесткая, но как раз в меру, а не в ломы, как например Плаза-Спорт со сток пружинами — нет ощущения табуретки. Я своим весом, 82 кг, могу морду придавить достаточно заметно, навалившись на крыло или сев на "телевизор", но не могу раскачать, как ни стараюсь. То есть и пружины не дуровые, и амортизаторы им соответствуют.
Со своей стороны я однозначно могу рекомендовать данную конфигурацию к повторению тем, кто любит комфортную езду без эффекта табуретки.