Александр Кр., Вы хоть раз просто амортизатор в руках держали? Если нет, то полюбопытствуйте, будете удивлены - вниз шток двигается НАМНОГО легче, чем вверх. Даже на амортизаторах двойного действия. Даже на газо-масляных.
Потому что у амортизатора нет задачи сильно тормозить ход сжатия - эта задача лежит на пружине. А вот ход отбоя амортизатор уже обязан тормозить сильно, удерживая пружину, чтобы колеса не выстреливали вниз при проезде неровностей и съезде с бордюров/ступенек/лежаков.
Так что если у Вас при езде возникает эффект железных ломов, то Вам на это уже ответили - дело в пружинах.
А в описываемой ситуации с глубокой ямой с крутой стенкой, адекватно отработать не способна никакая подвеска. Тут все в основном зависит от скорости движения - если яма единичная, а скорость относительно большая, плюс водитель разгрузит подвеску со стороны ямы противокреном, исправная сбалансированная подвеска не даст колесу полностью опуститься в эту яму; если же просто хреновый участок дороги, по которому надо ползти, но водитель пытается ехать быстрее разумного и влетает в такую яму, жесткость прохождения ямы будет зависеть уже от соотношения высоты стенки ямы к диаметру колеса, но долбанет в любом случае.
И рассчитывать на то, что демпфер опоры сильно поможет, несколько глупо. У демпфера нет задачи гасить то, что не погасила подвеска - его задача гасить мелкую дрожь и вибрации. При этом излишне мягкий демпфер может привести к ухудшению управляемости, к излишней валкости и т.д.