Здраствуйте! Ув. участники форума, подскажите пожалуйста (дайте ссылки), каковы основные принципы проектирования впрыскового коллектора и ресивера. Хотелось бы знать те необходимые параметры, которые необходимо учесть при изготовлении и заложить в конструкцию системы впуска. К сожалению самостоятельные поиски подобной информации, успехом не увенчались. Заранее благодарен.
А неплохая мысля это дело обобщить, но я выскажу только поверхностные и базовые утверждения, ибо материал очень большой.
Принципы по сути не очень сложные, но универсальных формул для них очень мало (я бы написал что не существует, но некоторые всё же есть).
Объём рессивера и длины труб выбираются исходы из того, на какие обороты настраивается двигатель и какого он объёма. Переход рессивера в трубу должен быть так называемой "дудкой", т.е. расфирение трубы наружу, радиус скругления должен быть равен диаметру трубы (могу ошибаться, тут меня поправят если что насчут формулы, даже картинка где-то была в этой ветке).
Особенность изготовления рессивера с торцевым дросселем (это когда дроссель в торце рессивера стоит, т.е. около 1-го или около последнего цилиндров) - рессивер не должен заканчиваться сразу после дальнего от дросселя цилиндра, а должен иметь небольшое продолжение, иначе дальний цилиндр будет недозаряжаться воздухом. Посмотреть это наглядно можно на любом заводскои или тюнинговом (но не колхозном) рессивере.
Длины труб выбираются исходы из рабочих оборотов двигателя - чем выше рабочие обороты тем короче трубы. Но чем выше обороты настройки двигателя - тем Уже этот эффективный рабочий диапазон.
Ну, само собой нужно избегать крутых загибов с малым радиусом, чем прямее коллектор тем лучше.
Есть коллекторы с боковым дросселем и с торчевым дросселем. С торцевым - значит дроссель стоИт около трубы первого или последнего цилиндра. С боковым - значит стоит посередине рессивера, между трубами 2-го и 3-го цилиндров (для 4-цилиндровых двигателей).
Существуют также многодроссельные системы. Дроссели могут стоять как несколько на рессивер (2, 3, 4 дросселя), так и после рессивера, на трубах в цилиндры.
Существуют впускные коллекторы "как бы без рессивера": например от турбовой вольвы, у меня такой стоИт. Смысл - за дросселем есть небольшой объём, примерно в литр, из него выходят 4 трубы в цилиндры, они равнодлинные. Так сделано чтобы турбина быстрее раздувалась, убирается турболаг - не нужно накачивать большой рессивер.
Существуют совсем безрессиверные коллекторы - по дросселю на цилиндр, например. Применяются для спорта, в основном для драга, ибо получается очень короткий коллектор, расчитанный на очень узкий диапазон оборотов, и обороты это очень высоки.
Также существую хитрые впускные коллекторы с изменяемой длиной, но самому это сделать нереально. Например, такой коллектор есть на двигателе Рено F4R, Ауди 1,6л (не помню буквы). Делается для расширения рабочего диапазона - на низких оборотах коллектор длинный, что улучшает наплнение, при увеличении оборотов открывается байпасный клапан, коллектор становится коротким, что увеличивает наполнение на высоких оборотах.
Про установку форсунок: обычно их ставят на входе в головку, направляют на впускной клапан, желательно чтобы форсунка распыляла топливо в воздух, не лила на стенки коллектора - будет лучшее испарение.
Бывает что форсунки ставят не по потоку воздуха, а против потока. Это обычно делается на длинных коллекторах в месте его загиба - смесь получается более гомогенная (лучше перемешаная), но её тяжелее готовить, особенно на низких оборотах. Такие системы часто ставят как дополнительный ряд форсунок для высокофорсированных турбированных двигателей.
Ну это так, вкратце, на самом деле тема гораздо более объёмныя, есть очень много нюансов... Например есть теория что пропускная способность дросселя должна быть не менее пропускной способности впускных клапанов двух цилиндров, ибо в перекрытии могут сосать воздух сразу два цилиндра... Ещё бывает некоторые производители ставят специально меньший дроссель дабы разогнать поток воздуха на входе в рессивер. Также бывает используются заужения при выходе из коллектора в голову - и поток разгоняется, и обратная волна отражается о ступеньку между головкой и коллектором (на впуске так делают редко, такую ступеньку гораздо чаще делают на выпуске)...