Освежу тему...
--------
https://www.rosbalt.ru/generation/2013/06/06/1137552.htmlВеликий, могучий и такой беззащитный!..
Сегодня — День русского языка. В последнее время все чаще бьют тревогу: грамотность падает, чем дальше в текст – тем больше словодров, "черес чюр" много глупых ошибок. По результатам каждого ежегодного "Тотального диктанта" большинство участников получают двойки, а оценки "отлично" удостаивается примерно один из сотни — замечу, из сотни тех, кто добровольно пришел проверить свои знания.
Почему это происходит?
Одна из версий – люди стали меньше читать. Якобы после прочтения большого количества текстов формируется языковая интуиция, которую не вполне корректно называют врожденной грамотностью. В памяти остается зрительный образ слов, конструкции предложений, и человек пишет верно, даже если не знает или не помнит правила. У тех же, кто читает мало, и грамотность не развивается.
Однако такое объяснение не кажется мне убедительным.
Во-первых, трудно количественно измерить (буквы? страницы? тонны? человеки?) абстрактное "чтение".
Во-вторых, даже если читать запоем, нет никакой гарантии, что выработается верный грамматический навык.
Примерно с конца 80-х гг. прошлого века резко упала культура книгоиздания. Можно хаять советскую цензуру и партийных параноиков, которые могли приговорить к расстрелу за опечатку типа "Коммунисты о(б)суждают решение партии", но качество редактуры тогда было на высочайшем уровне. Сейчас же на книжном рынке порой трудно найти литературу среди макулатуры – и речь не о содержании, а всего лишь о форме. Издательства, даже самые крупные, на редакторах и корректорах экономят. Хороших специалистов в этой сфере тоже не так много. В свет выходят книги с таким количеством ошибок и опечаток, что и дарить стыдно, и себе не купишь. Недаром за "особо циничные преступления против российской словесности" с 2001 года издателей карают антипремией "Абзац" (наподобие "Золотой малины" для киношников и "Серебряной калоши" для деятелей шоу-бизнеса), причем чаще всего ее получают книгоиздательские зубры...
С текстами в Сети — все еще хуже. Рядовой пользователь сталкивается сегодня с целым рядом подрывающих его "интуитивную грамотность" атак.
Интернет-сленг постоянно появляется и обновляется. Вспомним: много копий было сломано по поводу смайликов, англицизмов (вроде "юзер" и "контент"😉 и "олбанского" с намеренным коверканьем слов до неузнаваемости. Много было опасений: сейчас пишут "аффтар" – а дальше?..
Что ж. К языку "падонков" (который, правда, уже вышел из моды, оставив в наследство пару десятков слов) можно относиться по-разному: как к языковой игре или языковому издевательству. Я, пожалуй, согласна с деканом факультета журналистики МГУ Еленой Вартановой, которая назвала сленг блогов, чатов и форумов электронным навозом. Именно на этом навозе потом вырастают разнообразные ругацца, обижацца и кагбэ, написанные уже не в шутку, а всерьез.
Как говорил бессмертный Шариков, "в настоящее время каждый имеет свое право". Писать для широкого круга может любой – блоги и соцсети в помощь. За "ашыпки" не забанят. Как итог – тексты в Интернете сплошь и рядом безграмотны. Корректоры говорят: "глаз замылился", когда от усталости начинают пропускать ошибки. Если об Интернете – тут замыливается не глаз, а мозг целиком.
Стало быть, в чтении спасенья нет. Да и вообще, можно быть начитанным, иметь превосходную память, учиться у отличного педагога – но оставаться безграмотным...
Впрочем, проблема гораздо шире. Почему – очень подробно объяснил учитель русского языка и литературы из Москвы Сергей Райский: "На мой взгляд, это примерно такая цепочка: можно быть безграмотным; СМИ и Интернет тиражируют безграмотность; обычный пользователь сам создает безграмотные тексты; СМИ тиражируют и эти тексты; чем дальше, тем больше: люди со школьных лет приучаются к тому, что следить за грамотностью нужно только в школе и только на уроках русского языка; люди привыкают создавать тексты в ситуациях, когда уровень грамотности не имеет значения (SMS, соцсети, чаты и пр.); ратующие за грамотность оказываются в меньшинстве и ассоциируются у большинства с учителем русского языка, то есть с источником очень неудобного и раздражающего занудства; в итоге то, что раньше было неприлично и неудобно, стыдно даже, стало нормально, то есть встречается повсеместно; и вот уже все привыкли и успокоились, а многие из тех, кто не привык и не успокоился, добровольно приняли название "граммар-наци" и такую эмблему, которые заведомо отталкивают многих (например, все еще грамотного меня), и тоже в каком-то смысле отвращают от желания быть грамотным".
Горькая правда. Похоже, в этом и есть главная причина. Грамотность не рассматривается как достижение или жизненная необходимость. Это не модно и не престижно.
Казалось бы, ну что тут страшного – писать с ошибками? Смысл ведь ясен? Если утрировать и вспомнить бродящую по Интернету запись, то "не иеемт занчнеия, в кокам порякде рапсожолены бкувы в солве".
Но быть грамотным на самом деле очень приятно. И не потому, что это способ выделиться среди "неучей", как считают особо радикальные граммар-наци.
Дело в том, что хорошее владение языком помогает четко формулировать мысли. Говорит оно и о культуре ума — человек грамотный чаще оказывается эрудированным и мыслящим.
Грамотность – это некий маркер "свой – чужой". Ты можешь притвориться умным и начитанным, но грамотность выдаст тебя с головой. Сыграть и сымитировать ее нельзя. Кстати, именно об этом повествует текст Дмитрия Быкова для "Тотального диктанта – 2011" ("… это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая..."😉.
Грамотность – это уважение к собеседнику. Среди горы текстов грамотные – как бальзам на душу. Хотим мы того или нет, но взгляд цепляется за ошибки. Мы читаем медленнее, начинаем потихоньку раздражаться. И так зачастую бывает довольно трудно понять, что имеет в виду человек, хотя бы потому, что все мы говорим на разных языках и вкладываем в одни слова разные смыслы. А ошибки еще больше мешают понимать друг друга.
Хотя мне, редактору, убеждать неграмотных не с руки. Ведь пока грамотность не окажется в тренде, я без куска хлеба не останусь. А если не воспринимать чужую безграмотность или невнимательность лишком серьезно, то она может поднять настроение и развивать фантазию — пусть порой и нездоровую. Вот несколько примеров, которые, надеюсь, заставят вас улыбнуться.
"По вечерам, когда Анна хочет расслабиться, она берет в руки пальцы и иголку и отдыхает…".
"Этого парня жизнь разбросала по свету".
"При обучении Смирнов предлагает учителям прибегать к методу убедительных домогательств". А также к методу убедительного изнасилования – если домогательства не срабатывают.
"Он нахмурил рот". Потом, вероятно, улыбнул глаз. "Но из его головы никак не выходил череп".
"Философия несет объективное содержанке..." Наконец-то философия нашла себе достойное применение.
"Он скоропостижно докурил сигарету..." Как говорится, Минздрав предупреждал...
"Дрожащими руками и расширенными зрачками [женщины на распродаже] роются в ворохе одежды".
"Ему показали девицу, зад которой с трудом проходил в узкую кухонную дверь с совершенно невероятным именем Анжела". После он познакомился с плитой Наташей, кухонным комбайном Степаном и оконной рамой Антониной Васильевной.
"Дровец культуры". Имени Буратино. Специально для неотесанных.
"Летние работы в 2007 году развернулись в июне, по окончании зимы". Это Урал, детка!
"Я отказалась в одном вагоне с бомжом". А с олигархом бы не отказалась!
"Весь коллектив хором выходит на субботник и работает в унисон".
"… Изображены два ребенка, учащие алфавит, чьи буквы изображены на обложке книг в их руках. Вокруг этого изображения..."
"Работников стимулировали выплатами симулирующего характера".
"Требуется редактор для исправления грамматики и пункции".
"Его отправили в больницу с обвинением в инфаркте". Но затем обвинение переквалифицировали и осудили по статье "Гипертонический криз" с отбыванием наказания в больнице № 45.
"Моллюски обитают в субклиторальной зоне [сублиторальной – т. е. прибрежной]".
"Достоинство шпоночного соединения: простата монтажа и демонтажа".
"Комиссия прибыла на место с утра, и их члены успели совершить прогулку..."
"Позитивный настрой гостьи буквально искрился изо всех ее щелей".
"Осеннее небо было анально серое".
Улыбайтесь, господа! И пишите еще.
= Лена Климова, литературный редактор (Нижний Тагил – Екатеринбург) =
----------------