Категорическое почтение, Господа!
Есть одна тема, которой хочу поделиться с Вами.
Представлюсь по форме я наверное в скоробудущем гараже, а пока просто начну с того, что некоторое время назад (около 2-3 недель), мне удалось побывать на останках Завода. Назовём это всё - АЗЛК 2013.
Началось правда все весьма давно по этой теме, а "ЭТА" тема - это попытки сохранения и сбора остатков документации, тематического контента с завода и прилежащего к нему всего. К сожалению, много уже времени прошло, многое потеряно, на заводе в моменты его работы, и даже послерабочего простоя мне бывать не случилось - еще не тот возраст был. Однако интересы уже сформировались. Но это всё лирика...
В 2011 году я узнал о такой вещи, как Убежище №7 АЗЛК. Не могу вспомнить откуда, почему, зачем, и почему не нашел информацию раньше, но... Я был еще без автомобиля, поэтому предложил одного товарищу съездить вдвоем и разузнать ситуацию по этому поводу. Итак. Осень. Ночь. АЗЛК. Вишневый Князь. С дохлыми фонариками мы находим так называемый "вход", спускаемся, и... нас встречают люди... точнее - подростки маргинального толка, но весьма вежливые и приветливые. После объяснения кто мы такие и чего мы хотим, нам быстро составили экскурсию по объекту... Конечно, год уже как нет света, горелые комнаты, дестрой... Но! Нам удается лицезреть Научно-техническую Библиотеку АЗЛК, разбросанную по всему полу одного из залов... Как выясняется позже - вся профильная и тематическая литература уже вынесена оттуда, находится буквально пара-тройка книг...
В еще одном зале - Архив Главного Инженера, задний привод, передний привод, производственные описания станков будущего моторного производства, окрасочных камер и т.д... Ударились в разбор тематики заднего привода, попутно разбирая передний. Слой бумаг - сантиметров 25 от пола, нужно серьезно постараться чтобы добраться до него... Тенденции такие - несколько походов, приезжаем в 13-15 , уезжаем в 00-01, и так несколько дней подряд, три забитых до крыши Князя... После чего была пауза (не припомню из за чего..). Почти всё, из-за моей нетранпортабельности ушло к человеку в гараж, я же смог выбрать лишь часть по заднему приводу (в основном тематику экспорта) и немного по переднему приводу, тоже весьма кусочно, хотя были и очень интересные вещи. Благо то, что было у меня - в ближайшем доступе, я всё смог не раз перечитать за всё это время, много теории набралось...
То что осталось у человека - так и осталось у него, безвозвратно, и без возможности освоить это. Жаль. Но всё же.
Следующая попытка проникнуть не увенчалась успехом, - как выяснилось потом, один из подростков после очередного поджога вышел на улицу и забыл документы там, полез, - и остался дышать "свежим воздухом" навсегда.
Пожарные, телевидение... Лаз забетонировали.
На этом походы того года закончились.
Пришел 2013 год, не осталось уж ничего - ни эмблем на зданиях Музея и Салона, ни всего того, что было в Музее, даже подиум из АБК убрали...
На очередной встрече у завода младшее поколение шепнуло сквозь третьих лиц - есть лаз в еще один бункер! Конечно, куда уж тут до встречи, собрались, в чистой красивой одежде, вместо фонариков - экраны телефона... Спустились, осмотрелись, прошли всё, итог - пачка плакатов по устройству 2141, несколько мелочных запчастей по заднему приводу типа бензососаторов в бак, подрессорные площадки, еще что то... Но самое главное - огромный плакат из Цеха Испытаний, красочный, рисованный прям на ДСП, огромный, метров 5 в длину, и тяжеленный... Вход в лаз - 40*40см... Конечно мысль о том, чтобы вынести этот плакат пошла в никуда, это невозможно...
Но тем не менее, все равно всех очень это порадовало.
Следующий мой заход туда же был несколько позднее, буквально неделю. И тут был совершенно случайно обнаружен плакат Автоэкспорта с 2140 36-77МКЖ, тоже на фанере, но легкий, размера где то 1.3*1м. Уже более реально. Дошел до наклонников (входов в убежище с завода) - там стоят НОВЫЕ, абсолютно новые стальные толстенные двери, а рядом... (как обычно в России) - пролом в стене 😀 Этого пролома оказалось достаточно, чтобы плакат пролез тютелька-в-тютельку... Итак. Среда. Час ночи. Приезжаю один, спускаюсь, беру плакат, иду к наклоннику, выставляю сначала плакат, вылезаю сам. И просто иду по территории завода по направлению к забору 😀 Перекидываю плакат, возвращаюсь обратно к забору, спускаюсь, поднимаюсь через ВШ, беру плакат, уезжаю 😀
Но на этом всё не кончилось. На следующий день приезжаю к АБК, (причем в наглую заехал прям ко входу), иду к охране. Недолгий разговор, и пожелание приехать завтра. Приезжаю на следующий день, прохожу в АБК, и вижу такую пустоту, какую я даже не мог ожидать увидеть... Срезанные трубы, вырванные с корнем двери, и лишь комната охраны осталась более-менее не тронутой... Первый, второй этаж - картина та же... Нет ничего. Кроме нескольких плакатов в одной из комнат. Договорившись с охраной и отблагодарив, удаляюсь с тематической скруткой бумаг... Доходим до Музея - пустота. Абсолютная. Срезанный подиум, и горка строительного мусора посередине. Ничего.
Сквозь титанические буквы на верхушке высотки дует уже холодный осенний ветер, залетая в изредка открытые окна, поднимая пыль пустых комнат, вороша кучки не выброшенных бумаг, и только где-то высоко-высоко осталось всего лишь слово, у которого уже нет будущего. "Москвич"...