Дважды перегрел двигатель.
Первый раз - подрабатывая в такси, стою на стоянке, двигатель работает, садится пассажир, едем, темпреатура ползёт вверх, едем, температура растёт, решил довезти пассажира, получить плату и сразу в гараж, температура ползёт вверх, остановился, открыл капот - кипим, снизу тосол текёт, температура 110, ночь, решил добираться до гаража на остатках тосола, надеясь на огромный запас прочности 412-го мотора, доехал до гаража, температура 120, тосол докапывает, доливаю около литра тосола из запасов - снизу ручей, глушу мотор. Успакаиваю панику - приступаю к изучению проблемы. Лопнул шланг рядом с хомутом, шланг обратка с печки в тройник. Радостно отрезаю повреждённый кусок шланга, креплю на место, затягиваю - заливаю воду (тосола нет, денег на тосол тоже). Завожу мотор, заполняю систему водой до полна, печка греет, температура 90, карлосон погудел и успокоился, температура 90. Остматриваю - ни где не текёт! Радуюсь! Делаю контрольную поездку километров 10, температура с норме, печка жарит, осматриваю - не текёт! Успокаиваюсь. Решено завтра ехать на воде, проверить ещё раз на наличие протечек и после купить тосол.
Утром, на улице -12, заполняю систему горячей водой, завожу, всё работает, ни где не текёт, выезжаю - понимаю что печка не греет. Возвращаюсь. Глушу. Снимаю шланг обратки из печки. Снимаю шланг подачи в печку. Дую - пробка. Проливаю горячей водой, дую, проливаю, дую, и т.д. - вода немного пошла, булькая. Завожу. Ставлю мордой вверх. Даю 2000 оборотов, жду, печка начала греть. Радуюсь! Немного поработав - печка жарит, доливаю воды, смотрю на протечки вроде ни где не течёт. Успокаиваюсь. Решил ехать домой (вернуться из города в деревню 50 км), после доехать до сто, где продают тосол (ещё 20 км) и там слить воду и залить тосол. Еду.
Второй раз.
Проехав около 20 км - температура пошла вверх. Останавливаюсь, смотрю, - капает, почти текёт. Добраться бы до дома, думаю. Открываю все зимние закрылки от охлаждения - радиатор, низ. Еду - температура держется в районе 95-97-100 градусов. Зная что рабочая температура 412-го 105-107 градусов, еду домой, надеясь что всё обойдётся. Добираюсь до дома. В дороге печка остыла, и пошёл ледяной воздух. Решил, что вода ушла из печки. Добрался до дома. Смторю где текёт. текёт из того же места где вчера делал шланг. Решил что снова порвался или тот же шланг или соседний. Сливаю остатки воды, продуваю. Закрываю пробки. Снимаю оба шланга - и вот я балбес!!! Утром когда выгонял воздух из печки не до конца протянул хомут на обратке. Тот самый, что вчера ремонтировал. Понимаю - температура росла, давление продавило слабое крепление и вода пошла ручьём, температура росла, давление росло, вода шла фонтаном. Всего-то нужно было затянуть нормально хомут!!! Затягиваю, чтоб дважды не лезть - снимаю соседний шланг, осматриваю - всё нормально, ставлю на место и протягиваю оба до упора. Заливаю горячую воду, смотрю протечки - ни где не текёт. Завожу - не заводится (аккумулятор плохой, кручу несколько раз, не схватывает, кручу ещё несклько раз, садится аккумулятор), отмечаю что не было и попыток вспышек. Сливаю воду, продуваю систему, всё продувается, через печку слабо булькается, но всё же продувается еле- еле. Закрываю краны. Заношу аккум домой на подзарядку. Выворачиваю свечи - между електродами вода! капелька чистая как слеза, свеча влажная. паника! Выворачиваю все - тоже самое, правда капелек нет, но свечи влажные и явно не бензин - вода. Душу панику - начинаю рассуждать. Приехал перегретым, жидкости в сиситеме небыло. заглушил, открыл капот, двиг начал быстро охлаждаться, - конденсат! Ну конечно же, радуюсь я - просто конденсат! Стал заводить - на стенках впускного да и в карбе конденсат затянуло в цилиндры. Думаю что так оно и есть. пытаюсь успокоится. Прочищаю свечи, снимаю крышку трамблёра - ура! она вся мокрая, там тоже конденсат! радуюсь что тоже случилось во всём двигателе, стоит его просушить и всё будет нормально, залью тосол, и можно ездить. Протираю насухо крышку трамблёра, ставлю, проверяю искру - искрит отлично! хорошо. Снимаю черепаху, карб внешне в порядке, - ускоритель циркает бензином, закрываю черепаху. Ставлю аккум, завожу - не заводится. Много попыток пуска - ни одной вспышки. Сажу аккум. Появляется грузовечёк. Поможете? Поможем! Привязываюсь. 100 метров - мёртвый, 200 метров мёртвый, ещё круг, ещё сто метров - вспышки! Ура! ещё метров 10 и ура! завёлся! Отвязываюсь, благодарю, подезжаю к дому, мотор работает, иду за горячей водой, мотор работате, заливаю воду, глохнет! Ё-моё!!! Завожу, не заводится, завожу не заводится, блин - глушу!Начинаю рассуждать. Свечи были мокрые, если это не конденсат, а вода, то без воды в системе он завёлся, залил воду, вода попала в цилиндры он заглох. Всё блин думаю - прокладка! Сливаю воду, продуваю, закрываю краны - опа, вижу что бензафильтр сухой - блин, радуюсь, да это же просто бензин кончился! Заношу аккум домой, на подзарядку, иду за бензином. Идти из деревни до заправки километров 8-10. Хоть прогуляюсь думаю, а то всё на машине да на машине. Сходил за бензином, залил в бак. Закрыл машину, стемнело. Решил продолжить завтра, то есть уже сегодня.
Разсказываю всё это родственнику, давно водителю, решаем что прокладка не причём. Он тоже думает что это просто конденсат.
Сегодня утром. От акума не завёл, соседи окружили, все советуют что да как. Разсказываю про тосол, про воду, про дохлый аккум. Один решает помочь - пускает в гараж отогрется. Радуюусь.
Часа через четыре - в гараже, продуваю систему - всё продувается, система отогрелась, аккум заряжен, заливаю тосол, Завожу, заводится и сразу гейзер с крышки бочка расширителя! Глуши - кричит сосед, прокладке пи.....ц, радуется он!
Верить не хочется конечно. Слили тосол, завожу, закрываю ладонью расширительный бачок - явно давит, запах выхлопных газов. Про давление сомневаюсь - говорю может где система ещё не отошла, пробка, вот и давит. А вот запах - ни каких сомнений не вызывает.
Итого:
1. сосед говорит вода зимой - жесть полная. А без воды ещё говорит хуже. Нужно было говорит, машину в дороге бросать.
Бросать я не согласен, про воду соглашусь, но деваться было не куда - нужно было ехать.
2. Просрал протяжку хомута на шланге - зато прокладку новую теперь поставлю.
3. Снимаю голову.
Прошу подсказать:
1. На что обратить особое внимание при снятии, установке головы?
2. Что можно сделать попутно? (условия - полевые, гаража нет, всё на улице)
3. Как исключить любые шансы протечек тосола. ( бидно будет - всё соберу, а он снова потекёт)
мотор 412 MDЭ 1.5