Добрый вечер!
Лирическое отступление. Ко мне сегодня заезжали "страждущие". Нужно было кое что отдефетовать и вынести вердикт. На верстак "вывалился" довольно приличный набор измерительных инструментов...... кое что добавил, и возникла мысль дать совет, тем, кто решил залезть в агрегат "просто так". Хотите ли вы посмотреть просто конструкцию или все же решились что то отремонтировать и поменять, в моторы и коробки(особенно в нашу) без знаний и такого "иконостаса" лучше не "лазить"
и это еще не все, даже мне в определенных ситуациях приходится обращаться за инструментами к знакомым узконаправленным специалистам.
Иначе, с большой долей вероятности, вы будете тратить время на безрезультатную сублимацию 😕 Ваша работа будет "носить" не прогнозируемый результат.
К ГБЦ.
По видио Вы поняли, что клапанам и втулкам пришел "пушной зверёк". И это так 😕 😕 .
Возникает вопрос. "А как так"?... а очень просто, "ребятки"...
Это ГАЗ! Под "раздачу" попадают сразу 3 детали
-напрвляющая втулка
-клапан
-седло клапана
Общая картина выпуска до разборки
После рассухаривания пружин и их демонтажа открылась полная "картина" "разрушений". На видио выпускной клапан первого цилиндра.
Выпуск "в рядочек".
А "как Вам" фаски седел на выпуске?
Ширина 3 и более мм.
Ну и самая сильно пострадавшая втулка выпуска 1-го цилиндра.
Нутромер на малые диаметры имеет диапазон измерения всего лишь 13 соток от номинала.... он "влетел" во втулку "со свистом". Так что износ втулки под 0,5 мм(с колком 8,5 нутромер не вошел).
Стержни выпускных клапанов имеют износ в размере допуска сверх допуска.
Что же произошло в двигателе? Если учесть, что втулка выдерживает без проблем 400 000 км(в моей практике и больше), значит в камере сгорания что то пошло не так. Мотор на ГАЗе. В настройках зажигания и и газовой смеси был косяк. По информации владельца мотора, он не плохо ехал (v_caspian, и "в твой огород камень полетел"😉. На выпуске был значительный подъем температурного режима. Перегрев клапана(резиновые колечки в труху тому подтверждение) привел к перегреву втулки. А втулка у нас износостойкая, но не жаропрочная 😕. Еще в 60-х годах прошлого века на мотор были установлены спечные металлокерамические втулки (так называемая порошковая металлургия), даже в конце века металлокерамика на мировых авто было не "частым событием.
Судя по цвету, из втулки от перегрева "поперла" медь(проверил электролитом, быстро не среагировала(меди нужно время для образования "купороса"😉, на "Силит" тоже(значит не ферроцены, к тому же мотор на бензине практически не ездил). А так как во втулке 5-10 % меди в свободном избыточном состоянии и в виде расплава в железе, "это она"
Что мы получили "на выходе".
Эллипс кромки клапана и седла 1-го цилиндра до 0,8 м("на седле" и отбеленный чугун "сдался"😉. Клапан перестал совершать вращательное движение по кромке и седлу видно. Клапана ушли вверх(седла "расхреначены" конкретно). Их регулировали, но 2 и 4 были поджаты(4-й с зазором 0,05)
Впуску тоже досталось, износ штока клапана на выходе 2/3 поля допуска сверх оного, втулка износ на поле допуска сверх...
А вот теперь хочется поматериться на УЗАМ(завод).
При идеальном состоянии(в середине поля допуска) осей коромысел и отверстия в коромыслах, обнаруживаю на рабочих поверхностях очень интересный износ.
Начинаю исследовать распред вал и обнаруживаю сразу 2 "засады".
-первая,... забиты 2 отверстия подающие смазку из тыльной стороны кулачка на рабочую пятку коромысла(по консистенции вязко пластичная масса черного цвета, "её" в последствии найдем в инерционных ловушках коленвала)
-вторая, эти самые отверстия имеют свою конструкцию. На выходе 3 мм, а в глубине 0,8. Сделано это для того, чтобы избежать гидроудар на поверхности коромысла и удержать давление масла в системе.... так вот, 2 отверстия просверлены насквозь внутрь 3м мм
Общее состояние кулачков вала и коромысел говорит, что было масляное голодание в некоторых местах. К тому же "вопросы" к масляному насосу(он тоже болен,... с завода!)
Ситуация сложилась патовая. Собрали с моим спецом по ГБЦ консилиум. На что он сказал, что это не иномарка. Инструмента и хороших втулок нет (под данный мотор), да и по технологии УЗАМ не все в "розовых тонах". Для замены втулок и седел нужно оборудование, которое не применяется в иномарочных моторах. Основная проблема выплыла в том, что при столь просаженных седлах мы не "выходим" по высоте клапана, а погрешность не соосности только усугубит ситуацию.(Бронзовые втулки от Альфа-Ромео не предлагать, будете "посланы"😉...... в принципе и Николай(спец) послал меня "далеко... и прямо"... в Москву(в МоторТехнологию). И он и я давно контачим с этой конторой в сложных ситуациях........ Для прикола постебал тульскую "Механику", но они тоже после безрезультатных поисков готовых металлокерамических втулок подходящего размера, "сдулись" и направили в свое головное предприятие в Москву.
Стоимость изготовления втулок и седел из "правильных" заготовок и их замена, это 13-15 тысяч рублей..........
Мужики!, данный случай особенный, второго такого варианта не будет... Обязательный, исполнительный и самое главное, добропорядочный Человек, прислал нам другую ГБЦ из запасов. Владелец мотора сам был шокирован событиями. Мотор не подавал серьезных признаков проблемы.... "это" должно было случится в ближайшее время... Да и вообще, 170 000 для УФЫ, это "в полном рассвете сил"(если она правильно собрана).
Теперь мы имеем под руками "живой продукт"
Было
Стало
На данный момент имеем вполне работоспособную головку (в сборе, т.е. в полном комплекте.)
Были проведены восстановительные работы седел и рабочей кромки клапанов, фрезерована посадочная плоскость из-за забоины как раз в месте расположения металлического уплотнительного кольца камеры сгорания(фото выложу завтра).
ГБЦ в принципе готова к сборке, но еще предстоит вскрытие заглушек распредвала и осей коромысел(мне так будет спокойней, песок изнутри не вымыть, а за время хранения он мог туда попасть!... нам "этого" не нужно!) 😀