Родной генератор не перегружен, он просто не может на оборотах холостого хода дать того, что от него хотят, да и при езде в натяг или спокойном движении, когда обороты в пределах 2 тысяч, тоже не всегда тянет большую нагрузку.
Есть такая вещь, как токоскоростная характеристика генератора. И вот у родного, равно как у волговского, у бычковского, у старого пазиковского и прочих генераторов на этой базе данная характеристика плохая, очень пологий график, отдача тока растет медленно и они на номинал выходят при достаточно высоких оборотах.
А у более современных генераторов от инжекторных ВАЗ/ГАЗ, да даже у того же генератора от F3R, токоскоростная характеристика намного лучше, график значительно более крутой, соответственно на одних и тех же оборотах такой генератор выдаст больший ток.
Со шкивами, если говорить про моноклин и сравнивать ВАЗ с УЗАМ-ом, история такая - у ВАЗ-а шкив коленвала заметно побольше, чем на УЗАМ-е, а шкив генератора пусть и побольше, не незначительно. Важно то, что передаточное отношение заметно больше, поэтому и генератор держит нагрузку на меньших оборотах.
Ставить в современных реалиях нужно любой генератор от инжекторного ВАЗ/ГАЗ, мощностью от 80А. Если шкив родной на нем поликлин, то менять на моноклин. Если предполагается покупка нового, то лучше сразу брать от Приоры/Калины/Гранты, у них изменена конструкция регулятора напряжения - он полностью автономен, с самовозбуждением и следящим контактом на выход генератора, поэтому значительно лучше работает под нагрузкой. Если покупать б/у, то крайне желательно опять же взять сразу от Приоры. Либо, если достался любой другой, например от 10-го семейства, заменить ему РН на приоровский, переделка на ВАЗ-форумах хорошо и многократно описана.
У меня генератор от Калины, 80А, шкив моноклин хз от чего, но он чуть больше маленького шкива родного генератора. Регулятор стоит не приоровкий, лень было переделывать, и так все устраивает - номинал регулятора 14В, ниже 13,85 на клеммах АКБ я под любой нагрузкой не видел.