Всем доброго времени суток, идея очень интересная, но на мой взгляд, по части электрики слегка не в том направлении.
Во-первых, если автор ведет борьбу с просадкой напряжения, то резистивное регулирование ему никак не поможет. Получается простой делитель напряжения, одна часть напряжения идет на работу вентилятора, а вторая - на нагрев этого самого резистора, и никакой экономии электроэнергии не получится. Т. е. вентилятор при более низких оборотах будет потреблять энергии столько же, сколько и в штатном режиме.
Во-вторых, если хочется тратить энергию с умом, то необходимо копать в сторону широтно-импульсных модуляторов. Вентилятор там, думаю, не меньше 100 Вт, и найти дешевый ШИМ для управления прибором такой мощности скорее всего не получится.
Исходя из этого, про датчик в радиаторе, можно вообще забыть, и работать с датчиком, который наверху. Я проводил испытания, у меня вентилятор включается при 85, и выключается при 82. Значит, нужно организовать линейную зависимость частоты вращения вентилятора от температуры, чтобы градусах при 75 включался по чуть-чуть, и к 85 работал на полную мощность. Есть подозрение, что тогда температура ОЖ будет в районе 83 постоянно, и до 85 будет доходить только в экстремальных режимах.
Реализовать все это не так просто. Нужен датчик DALLAS 18В20, и знакомый микроконтроллер, с помощью которого считывать показания датчика, и подавать сигналы ШИМу который будет формировать напряжение для вентилятора. Причем, после этого, будет долгий процесс колибровки, затем, может выяснится, что режим прогрева двигателя, и режим поддержания заданной температуры с определенной погрешностью - разные задачи, и процесс регулирования оборотов, гораздо сложнее, чем казалось на первый взгляд.
Что касается пользы этого девайса, при плавном пуске, из-за постепенно нарастающего крутящего момента, снижаются механические нагрузки, что сказывается на долговечности подшипников, а так же, из-за снижения пусковых токов, дольше будет жить проводка. По энергозатратам, скорее всего то на то и выйдет, так как тепла от радиатора, меньше не станет, и работа по его отведению я думаю, будет одинаковая, что при дискретном включении вентилятора, что при непрерывной работе, на низких оборотах.