Автор Тема: Прогрессивный обдув радиатора  (Прочитано 48072 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Vaspull

  • Clubbers
  • *********
  • Сообщений: 9583
  • Карма: 77
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #200 : 06 Октября 2011, 08:33:43 »
Ребят о чем спорите не ясно, все уже давно придумано

Вот статья с газ клуба

Цитировать
   Данная схема предназначена для ограничения стартового тока при включении электровентилятора системы охлаждения. Применение данной схемы гарантирует предохранитель электровентилятора (в ГАЗ-3110 это предохранитель на 30А, расположенный рядом с общим предохранителем бортовой цепи - 60А на левом брызговике моторного отсека) от выгорания в момент запуска вентилятора. Кроме того, такая схема снижает ударные нагрузки на бортовую сеть автомобиля, в том числе и на разгрузочное реле вентилятора.
Особенно актуальна такая схема для вентиляторов, применяемых в машинах с двигателем ЗМЗ-406 (или при установке такого вентилятора на машины с двигателем ЗМЗ-402).

В начальный момент времени, при старте вентилятора, через него течет достаточно большой ток обусловленный переходными процессами в обмотке электродвигателя и повышенным усилием на валу за счет инерционности крыльчатки. Задача данной схемы - ограничить ток через обмотку электродвигателя на время протекания переходных процессов и раскрутки крыльчатки.

Принцип работы схемы заключается в том, что в течении некоторого времени после включения вентилятора напряжение на него подается не напрямую, а через токоограничительный резистор (R1+R2). Пока ток через обмотку вентилятора велик, велико и падение напряжения на резисторе. При этом напряжение на обмотке реле K1 недостаточно для его включения. По мере уменьшения тока (раскрутки вентилятора) падение напряжения на резисторе уменьшается и в некотрый момент напряжение на обмотке реле становится достаточным для его включения. Контакты реле шунтируют токоограничительный резистор и вентилятор оказывается подключенным напрямую к бортовой сети.

При указанных номиналах схема обеспечивает ограничение стартового тока электровентилятора не более чем 12А при напряжении в бортовой сети 14В. Время задержки (ограничения тока) определяется временем переходного процесса в обмотке электродвигателя (в этом плане данная схема работает автоматически - пока ток велик, его следует ограничивать, как только он уменьшается ниже порога ограничения, вентилятор переключается в режим полной мощности).

В качестве блока резисторов R1 и R2 удобно брать т.н. "дополнительное сопротивление", использовавшееся в старых системах зажигания автомобилей ГАЗ (номер детали по каталогу - 1402.3729). Реле использовано стартерное - 3110.3747, рассчитаное на коммутацию токов до 70А.

Данная схема у меня реально работает. Правда, пока на маленьком дополнительном вентиляторе. Обеспечивает плавную его раскрутку в режиме ограниченного тока в течении 1..1.5с с последующим переключением на полную мощность.

Если при использовании большого вентилятора возникнут проблемы с начальной раскруткой (порог ограничения по току слишком мал, чтобы раскрутить крыльчатку), то можно попробовать перенести провод, идущий от сопротивления к вентилятору с клеммы "+" на клемму "С" (одновременно при этом переносится и провод на контакт шунтирующего реле), провод, ведущий к реле вентилятора - с клеммы "К" на клемму "+". Теперь стартовый ток вентилятора (и максимальный стартовый ток всей схемы) будет ограничиваться не суммой номиналов R1+R2, как в предыдущей схеме, а только номиналом R1. При такой схеме включения несколько увеличивается стартовый ток, подаваемый вентилятора. В данном случае порог ограничения тока составит не более 22А (при напряжении питания 14В).

При установке вентилятора от 406-го двигателя на 3110 с 402-м двигателем и дополнительным электровентилятором потребуется еще замена реле вентилятора. Штатно там установлено реле 113.3747-10 (как вариант возможно реле 90.3747-10 или 85.3747), коммутирующее токи до 30А. Для малого вентирятора этого достаточно - его мощность 110Вт, максимальный ток под нагрузкой 14А. Но для большого вентилятора, имеющего мощность 180Вт и максимальный ток под нагрузкой 30А, это реле явно слабовато. Вместо него рекомендуется установить реле 711.3747 или реле стартера 3110.3747. Эти реле рассчитаны на коммутацию токов до 70А.

Однако, если для управления реле вентилятора используется Дубнинский блок управления, то могут возникнуть проблемы - максимальный ток управления реле для Дубнинского БУ составляет 0.5А. Так что лучше померять сопротивление обмотки используемого реле и убедиться что оно не слишком мало. Мне показалось, что у реле стартера оно маловато, поэтому при установке большого вентилятора и реле стартера я хочу оставить имеющееся реле 113.3747-10 подключенным к блоку управления, а реле 3110.3747, реально управляющее вентилятором подключить уже к его контактам.
   




https://gazclub.ru/faq/?mess_id=392


А вот отчет парнишки который её воплотил в жизнь

Цитировать
Наблюдая за работой вентилятора, например стоя в "пробке", я заметил две особенности:
1) Производительность вентилятора избыточна. Температура радиатора быстро снижается, что приводит к частым "старт-стоп" электродвигателя вентилятора.
2) Температура срабатывания датчика ОЖ слишком высока. Стрелка индикатора приближается к красной зоне, двигатель работает неустойчиво, может "закипеть".

Для нормальной работы системы охлаждения лучше было бы снизить скорость вентилятора и запускать электродвигатель плавно, через дополнительное сопротивление и установить датчик ОЖ от "классики" с более низкой температурой срабатывания.
В результате мы имеем:
- более "мягкий" температурный режим двигателя без сильных колебаний температуры;
- снижение нагрузки на электросистему стартовыми токами электродвигателя путем уменьшения их количества и величины;
- снижение шума от вентилятора.

За основу была взята схема из FAQа ГАЗклуба и доработана:

https://s44.radikal.ru/i105/0809/82/fe397a4c5169.gif

Сначала я хотел сделать независимую первую пониженную скорость путем установки дополнительного реле и врезки второго датчика в нижний патрубок радиатора. Чтобы вентилятор плавно включался при достижении ОЖ 87 градусов. Если температура продолжает расти и достигает 93 градусов, срабатывает второй датчик и вентилятор вкючается напрямую. Но не получилось врезать второй датчик в патрубок. Пришлось подключать все к одному датчику, заменив его на "классический". Думал, протестирую плавный пуск и сниженную скорость. Будет нехватать производительности вентилятора - кину перемычку на сопротивление. Но система оказалась стабильной. Инсталляция произведена в середине июля. За это время авто эксплуатировалось в городском ритме (пробки), ездил на море в Джугбу через перевал (5 человек в салоне + полный багажник барахла, стойки на кочках бухали в ограничители).
Результаты: стрелка указателя температуры ОЖ стала как привязанная в нормальном режиме, что на трассе, что в пробке. Чтобы услышать пуск электродвигателя вентилятора нужно прислушиваться. На перевале было конечно тяжело, но температура ОЖ не превышала ту, которая ранее была при простое в "пробке". Так что тестовый режим стал основным. Как говорится "Нет ничего более постоянного, чем временное". Smile

Фото установленного устройства.





https://www.autolada.ru/viewtopic.php?t=193556




Дерзайте

Оффлайн ABM

  • Долгожитель форума
  • *******
  • житель межзаводья
  • Сообщений: 2467
  • Карма: 22
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #201 : 06 Октября 2011, 11:44:25 »
Есть еще пара решений.
1. Для плавного пуска вентилятора - https://www.apel.ru/auto/rpv/
2. Для регулировки оборотов в зависимости от температуры - https://silich.ru/bu-evso.html
  • 214122, СВУ, 1800, МПСЗ-ZH v.1, Solex041, ТОРН, волгобачок, парктроник, 4 ЭСП + Beta10, ШДК
СВУ на drive2.ru; МПСЗ; ТОРН

Барыжу брызговиками и прочим в ВестаШопВолгоград.

Оффлайн Paulson

  • Общительный
  • *********
  • Сообщений: 20815
  • Карма: 177
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #202 : 06 Октября 2011, 12:51:25 »
2. Для регулировки оборотов в зависимости от температуры - https://silich.ru/bu-evso.html

Цена не радует 😕
Рублей 500 бы - нормально 😀
  • Ford Maverick II XLT (CUV, 2005 г. 5МКПП 4WD 2,3 л. 150 л.с.)
Не воспринимайте информацию как руководство к действию

Оффлайн Paulson

  • Общительный
  • *********
  • Сообщений: 20815
  • Карма: 177
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #203 : 06 Октября 2011, 13:02:28 »
Дополню, во избежание вопросов

1) "Реле использовано стартерное - 3110.3747, рассчитаное на коммутацию токов до 70А."

Реле стартера ГАЗ, ЗиЛ, Автобусы, Трактора 12В, 70А  3110.3747
Бывает с кронштейном и без



В руках не держал - но в конференции пишут вот что
https://wwwboards.auto.ru/gaz/431446.html

"Реле 3110.3747, 70А
Единственный минус - силовые ножи широкие, стандартная колодка не оденется, придется просто искать широкие клеммы и одевать так."

2)  "В качестве блока резисторов R1 и R2 удобно брать т.н. "дополнительное сопротивление", использовавшееся в старых системах зажигания автомобилей ГАЗ (номер детали по каталогу - 1402.3729)"

В схеме и на фото - вот это


« Последнее редактирование: 06 Октября 2011, 23:39:36 от Paulson »
  • Ford Maverick II XLT (CUV, 2005 г. 5МКПП 4WD 2,3 л. 150 л.с.)
Не воспринимайте информацию как руководство к действию

Оффлайн sanekyoo

  • Общительный
  • *********
  • не читаю, что пишу :)
  • Сообщений: 15457
  • Карма: 157
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #204 : 06 Октября 2011, 19:41:52 »
это сопротивление дорогое  🤦‍♂️  его можно заменить обычной нихромной проволокой для печек.
на этом сопротивлении по 1,2 Ом на правом и левом контакте.
я думаю вы меня поняли  😁 



 
сопротивление можно и самому сделать...между "ВК-Б и К" 1,2Ом, и между "ВК и К" 1,2Ом





« Последнее редактирование: 06 Октября 2011, 19:43:52 от sanekyoo »
  • литература--->> http://www.autoprospect.ru/azlk/

Оффлайн Paulson

  • Общительный
  • *********
  • Сообщений: 20815
  • Карма: 177
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #205 : 06 Октября 2011, 22:48:01 »
это сопротивление дорогое  🤦‍♂️  его можно заменить обычной нихромной проволокой для печек.
на этом сопротивлении по 1,2 Ом на правом и левом контакте.
я думаю вы меня поняли  😁 

сопротивление можно и самому сделать...между "ВК-Б и К" 1,2Ом, и между "ВК и К" 1,2Ом

Я не знаю, сколько оно стоит на/в Украине - у нас 150-160 руб, считаю - недорого, ибо разовая покупка
В данном конкретном случае - думаю, лучше отдать деньги за фабричное изделие, чем заниматься колхозом
  • Ford Maverick II XLT (CUV, 2005 г. 5МКПП 4WD 2,3 л. 150 л.с.)
Не воспринимайте информацию как руководство к действию

Оффлайн sanekyoo

  • Общительный
  • *********
  • не читаю, что пишу :)
  • Сообщений: 15457
  • Карма: 157
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #206 : 06 Октября 2011, 22:52:26 »
да просто на работе нечем заняться, вот и жалею, что сам не сделал  😁 
 я брал за 8долларов  🤦‍♂️ 

Оффлайн Paulson

  • Общительный
  • *********
  • Сообщений: 20815
  • Карма: 177
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #207 : 06 Октября 2011, 23:16:05 »
да просто на работе нечем заняться, вот и жалею, что сам не сделал  😁 
 я брал за 8долларов  🤦‍♂️

Понятно
Дороговато, в рублях - около 250 - но, повторюсь, разовая покупка, посему - терпимо
  • Ford Maverick II XLT (CUV, 2005 г. 5МКПП 4WD 2,3 л. 150 л.с.)
Не воспринимайте информацию как руководство к действию

Оффлайн sanekyoo

  • Общительный
  • *********
  • не читаю, что пишу :)
  • Сообщений: 15457
  • Карма: 157
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #208 : 07 Ноября 2011, 19:52:15 »
не знаю, было не было


 
нет они там стоят за радитором и будут работать не правильно(шеви), от обычной нивы нужно
Электровентилятор с диффузором /21214/ в сборе
https://www.agdl.ru/CtlgOneView.asp?scr=14747.jpg




Оффлайн алекsей

  • Долгожитель форума
  • *******
  • Сообщений: 2257
  • Карма: 48
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #209 : 07 Ноября 2011, 21:41:19 »
не знаю, было не было


 

Это НЕ Шеви, это 214-я Нива и это "дующие" вентиляторы, кот. стоят между решеткой и радиэйтором.
На Шеви - "сосущие", между радиатором и двигом.

Вот здесь один "дующих".
  • Москвич 2141 МоХоСуб 3,0 акпп

Оффлайн Алик

  • Живу я здесь
  • *********
  • すべての時間
  • Сообщений: 6352
  • Карма: 92
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #210 : 08 Ноября 2011, 11:28:14 »
это 214-я Нива и это "дующие" вентиляторы,
И воющие, как сирена.... Особенно если их два. 🥁
В мир пришел я, но не было небо встревожено,
Умер я, но сиянье светил не умножено.
И никто не сказал мне - зачем я рожден
И зачем второпях моя жизнь уничтожена?

Омар Хайям. Рубайят

Оффлайн алекsей

  • Долгожитель форума
  • *******
  • Сообщений: 2257
  • Карма: 48
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #211 : 08 Ноября 2011, 11:34:27 »
И воющие, как сирена.... Особенно если их два. 🥁
поэтому и создали тему "Прогрессивный обдув радиатора"
  • Москвич 2141 МоХоСуб 3,0 акпп

Оффлайн rover720

  • Новичок
  • Сообщений: 39
  • Карма: 0
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #212 : 16 Ноября 2011, 10:06:37 »
Не стал сильно извращаться. После установки 10-го радиатора и карлосона от 214-й попался под руки датчик вкл. вентилятора от Ауди с тремя клеммами : 1-"+", 2 -"87c" , 3 - "94c". По резьбе 1 в 1 , поставил два реле по одному на мотор и ВСЁ 🚬
  • 21415 F3R 1998г.

Оффлайн алекsей

  • Долгожитель форума
  • *******
  • Сообщений: 2257
  • Карма: 48
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #213 : 16 Ноября 2011, 16:30:23 »
Не стал сильно извращаться. После установки 10-го радиатора и карлосона от 214-й попался под руки датчик вкл. вентилятора от Ауди с тремя клеммами : 1-"+", 2 -"87c" , 3 - "94c". По резьбе 1 в 1 , поставил два реле по одному на мотор и ВСЁ 🚬
Как-то раз в магазине попался на глаза ино-датчик вентилятора с тремя клеммами.
Я может и взял бы такой, но цена в районе 1000р. (точно не помню) остановила...
  • Москвич 2141 МоХоСуб 3,0 акпп

Оффлайн NewPlayer

  • Долгожитель форума
  • *******
  • Рождённый в СССР
  • Сообщений: 2089
  • Карма: 42
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #214 : 16 Ноября 2011, 21:44:55 »
Как-то раз в магазине попался на глаза ино-датчик вентилятора с тремя клеммами.
Я может и взял бы такой, но цена в районе 1000р. (точно не помню) остановила...

Вот эти датчики:
https://www.exist.ru/price.aspx?pid=C360182A&sr=71

Оригинал - 1200р.
А вполне неплохие Meyle 250-300р.
Сам вот думаю заказать...

Святогор 1999 г.в.; УЗАМ 1700; мпсз-zh 2; solex 21073; ЭСП. - ПРОДАН.

AUDI-80 SF 90Hp 1988г.в. мпсз-zh 2; solex 21073
+
AUDI-80 PM 90Hp 1988г.в.

Новая машина хороша лишь тем, что её можно продать за те деньги, которых она не заслуживает...
[img]https://i.postimg.cc

Оффлайн rover720

  • Новичок
  • Сообщений: 39
  • Карма: 0
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #215 : 17 Ноября 2011, 10:29:40 »
ДА-ДА-ДА! Они самые смотрю там можно и по средней цене взять 400-600 и по минимуму 250, но это дело вкуса просто поставил один раз и забыл про его существование  😎 , а не как с нашим то и дело мозг рвёт  >😕
  • 21415 F3R 1998г.

Оффлайн NewPlayer

  • Долгожитель форума
  • *******
  • Рождённый в СССР
  • Сообщений: 2089
  • Карма: 42
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #216 : 17 Ноября 2011, 20:27:47 »
Самое интересное, что по качеству Meyle и будет как раз среднячок. И цена очень гуманна.
Святогор 1999 г.в.; УЗАМ 1700; мпсз-zh 2; solex 21073; ЭСП. - ПРОДАН.

AUDI-80 SF 90Hp 1988г.в. мпсз-zh 2; solex 21073
+
AUDI-80 PM 90Hp 1988г.в.

Новая машина хороша лишь тем, что её можно продать за те деньги, которых она не заслуживает...
[img]https://i.postimg.cc

Оффлайн msm.silich

  • Новичок
  • Интеллектуальный тюнинг автомобиля
  • Сообщений: 19
  • Карма: 0
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #217 : 05 Марта 2012, 19:30:22 »
Для регулировки оборотов в зависимости от температуры - https://silich.ru/bu-evso.html
Цена не радует 😕

Доступна условно-бесплатная версия блока управления вентилятором 'Борей'.
Условная бесплатность заключается в том, что прошивки процессора нет в составе архива, но прошитый процессор можно заказать и получить по почте. Все остальное можно скомплектовать самостоятельно и изготовить блок.

Архив необходимой документации для самостоятельного изготовления блока находится здесь.

Там же можно найти полностью бесплатные версии DRL(ДХО) дневных ходовых огней, контроллера отопителя с плавной регулировкой скорости обдува и круиз-контроля. За остаток холодов  можно вполне подготовить эти изделия к летнему сезону.
Патриот

Оффлайн Basil

  • A-T-R
  • *********
  • Сообщений: 5536
  • Карма: 45
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #218 : 06 Марта 2012, 07:12:49 »
Вот эти датчики:
https://www.exist.ru/price.aspx?pid=C360182A&sr=71

Оригинал - 1200р.
А вполне неплохие Meyle 250-300р.
Сам вот думаю заказать...
На москвичевский радиатор подойдут по резбе интересно?

Оффлайн Galaev

  • Завсегдатай
  • ****
  • Сообщений: 543
  • Карма: 12
Re: Прогрессивный обдув радиатора
« Ответ #219 : 06 Марта 2012, 13:21:58 »
На москвичевский радиатор подойдут по резбе интересно?

Параметры датчика: Под ключ на 29, резьба 22*1,5, температура включения 1 вентилятора 95-85, второго - 102-92.