Прежде чем выкладывать очередной ОБЗОР, а не самую точную статью о самолёте, хотелось бы сказать спасибо Тимуру, за очистку темы от «выяснений отношений».
Итак, вроде бы уже были самолёты всех стран антигитлеровской коалиции, осталась только «люфтвафа». Разумеется, повествование пойдёт о «Худом» (кличка, которую дали в РККА самолёту Bf-109 всех модификаций, за характерный тонкий силуэт).
Сперва хотелось бы сказать пару слов о конструкторе, Вильгельме Мессершмитте (Wilhelm Emil Messerschmitt 1898-1978гг.). Его, как и Поликарпова, хотели «задвинуть», но поскольку даже в нацистской Германии конструкторов ценили, у него появился шанс, и он им воспользовался.
Теперь о названии. Этот самолёт обозначают и Ме-109, и Bf-109. Это связано с тем, что в Рейхсминистерство авиации (Reichsluftfahrtministerium, да, немецкие слова, порой, вводят меня в ступор), машина была заявлена как Bf-109 – Bayerische Flugzeugwerke AG (Aktiengesellschaft), АО Баварские авиазаводы, а несколько позднее, оно, это самое АО, было переименовано в АО Мессершмитт (Messerschmitt AG).
И наконец, о самой машине. По сути своей это был цельнометаллический, что немаловажно, низкоплан. Как истребитель он «дебютировал» ещё в Испании, в модификации С (цезарь). Машина была довольно сырая, и не могла похвастаться хорошей тяговооружённостью (700л/с на 2310кг), поэтому И-16 (Ишак) быстро находили с ним «общий язык». Но к началу ВОВ «Худой» «окреп и возмужал».
Вообще Bf-109 считается одним из самых массовых истребителей и имел много модификаций, вот основные:
Предсерийный:
Bf-109В (Бруно) – первый вариант, особо ни где не использовался:
Bf-109С (Цезарь) – война в Испании, так же не отличался особыми боевыми характеристиками, однако был очень прост в управлении:
Bf-109D (Дора) – почти тоже что и Цезарь, только мотор немного мощнее:
Bf-109E (Эмиль) – а вот этот уже участвовал в ВОВ, в самом её начале, и уже имел солидные характеристики и довольно известный мотор Daimler-Benz DB 601:
Bf-109F (Фридрих) – почти пик развития модели:
Bf-109G (Густав) – пожалуй апогей данной модели:
Bf-109K (Карл) – из-за нехватки алюминия был частично деревянным, ввиду этого сильно прибавил в весе, и потерял в манёвре. Для ВВС РККА, которые уже к тому времени располагали Як-3 и Ла-7, не представлял особой угрозы:
От серии к серии дорабатывалась аэродинамика самолёта (которая была весьма неплохой), ввиду чего немного менялся облик самолёта, форма крыльев, вооружение, мотор и оснащение (см. таблицу в конце статьи). Так же хотелось бы отметить, что управление было максимально автоматизировано (см. Аэрокобру), имелся счётчик патронов и снарядов, обладал хорошим бронированием (в том числе и прозрачной части кабины), имелось затемнение прицела и т.д.
У Bf-109 был интересно установлен мотор, пóршнями вниз, и у него, в отличие от подавляющего большинства самолётов того времени и класса, основные стойки шасси крепились не к крыльям и убирались в полости под фюзеляжем, а наоборот, крепились под фюзеляжем и убирались в крылья. Это уменьшало колею, что, в свою очередь, несколько усложняло руление, ввиду уменьшения устойчивости самолёта на земле.
Начиная с 1942 года, когда в ВВС РККА начали появляться самолёты Як-9 и Ла-5 (Ф и ФН), «Худой» начал терять своё превосходство в воздухе. Однако в руках опытного пилота он оставался весьма серьёзным соперником вплоть до конца ВОВ.
В заключении хотелось бы обмолвиться об одном «мутанте». Bf-109Z (Zwilling /Близнец/), очевидно, что данная модель так и осталась на бумаге:
Сводная таблица:
Typ - тип
Triebwerk - силовая установка
Leistung - мощность
Sondernotleistung - мощность на форсаже
Tankinhalt - вместимость топливных баков
Bordwaffen in der Grundversion - вооружениеНу а далее в произвольном порядке: